На этой неделе Совет Федерации одобрил принятый Госдумой 23 октября закон о платежной дисциплине, который предполагает ужесточение штрафных санкций за долги по оплате коммунальных ресурсов. О том, как будет работать новый закон и какой эффект он может принести, в интервью РИА Новости рассказал председатель правления регулятора оптового рынка электроэнергии Ассоциации "НП Совет рынка" Максим Быстров.
— Каков сейчас размер долгов потребителей за электроэнергию на оптовом и розничном рынках? На долю каких потребителей приходится наибольший объем долгов?
— По состоянию на 29 октября долги на оптовом рынке составляют 53 миллиарда рублей, на розничных — 183,5 миллиарда рублей. Наибольший объем долгов на рознице приходится на сектор ЖКХ (более 20%) и на жилищные организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК) — более 11%. Доля задолженности населения — 23%. Главным образом нас волнует платежная дисциплина именно организаций ЖКХ и жилищных организаций, которые вместе формируют около трети задолженности.
На оптовом рынке электроэнергии основной объем долгов приходится на долю Северного Кавказа — 60,8% долгов. Например, задолженность Дагестана на опте составляет 15 миллиардов рублей. На розничных рынках электроэнергии в указанном регионе ситуация с долгами также критическая. Долги в основном формируют население и ЖКХ, отрасль промышленности представлена слабо. Кроме того, в Дагестане фиксируется очень высокий уровень потерь электроэнергии и процветает воровство. То же самое можно сказать и про Ингушетию.
— Насколько, на ваш взгляд, могут быть действенны те меры, которые предусматриваются новым законом о платежной дисциплине?
— Не секрет, что мы предлагали более жесткие меры и высокие штрафы. В финальной версии предложения смягчились, но все же их реализация должна быть действенной. Так, было принято решение для населения в первый месяц просрочки штрафы не начислять, с 31 по 90 день просрочки сохранить действующий размер пени (1/300 ставки рефинансирования), а повышенные пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ применять с 91 дня.
Для управляющих компаний в сфере ЖКХ, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются с первого по 60 день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования; с 61 по 90 день — в размере 1/170 и с 91 дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования.
По нашим подсчетам, пеня в размере 1/130 составит около 23% годовых. Пусть с третьего месяца, но все равно это достаточно жесткая цифра. Проще будет не кредитоваться у энергетиков, а заплатить.
Промышленным потребителям с первого месяца пеня будет начисляться в размере 1/130 ставки рефинансирования. Это и логично, потому что промышленности должно быть выгоднее платить за электроэнергию, а не кредитоваться за счет нее: раньше пеня за долги была меньше, чем стоимость кредитных ресурсов. Теперь получается, что промпотребителям выгоднее заплатить энергетикам.
Вообще, законопроектом предусматривается целая система мер по налаживанию платежей на розничных рынках электроэнергии, а также в сфере газо-, тепло- и водоснабжения.
Вводится и механизм фингарантий для неотключаемых потребителей. В качестве обеспечения смогут использоваться банковские, государственные, муниципальные гарантии и другие виды обеспечения, согласованные сторонами. При этом порядок предоставления обеспечения устанавливается правительством Российской Федерации.
По государственным и муниципальным объектам ЖКХ вводится особый порядок заключения договоров аренды.
Устанавливается административная ответственность за нарушение порядка ограничения потребления энергоресурсов. Упрощается порядок введения ограничения потребления электроэнергии при возникновении задолженности.
— На какой эффект от принятия закона о платежной дисциплине вы рассчитываете? Насколько может снизиться задолженность?
— На оптовом рынке электроэнергии с принятием нового закона о платежной дисциплине мы не ожидаем взрывного снижения задолженности. Если разложить задолженность оптового рынка, то 32 миллиарда рублей (60%) — это долги гарантирующих поставщиков Северного Кавказа, которые их не уменьшают, 7 миллиардов рублей (13%) — Волгоградская область с долгом "Химпрома", которому уже несколько лет. Из просроченной задолженности на оптовом рынке (в объеме более чем 50 миллиардов рублей), взыскать, по нашим расчетам, можно половину. На оптовом рынке важно прекратить рост задолженности и преломить тенденцию этого года, когда в январе-сентябре 2015 года долги на опте выросли на 4,76 миллиарда рублей, при том что в 2014 году они снизились на 1,7 миллиарда рублей.
На розничных рынках электроэнергии задача нового закона — также обеспечить текущие платежи и прекратить рост долгов за энергоресурсы. С учетом масштабности принятых мер данная цель является реализуемой. Однако на решение проблемы задолженности уже накопленной на розничных рынках электроэнергии новый закон не рассчитан, предложенные им меры начнут действовать только после вступления закона в силу. Взыскание старой, то есть уже возникшей на розничных рынках задолженности за энергоресурсы, возможно в рамках судебных процедур и исполнительного производства.
— На Северном Кавказе вы тоже ожидаете прекращение роста долгов?
— В отношении Северного Кавказа рассчитываем, что задолженность перестанет расти, может быть, даже начнет снижаться. Просто за счет того, что заработает судебная практика и потребители постепенно изменят свое экономическое поведение в условиях увеличенной пени и упрощенного порядка ограничения электроснабжения должникам. Ведь на Кавказе картина потребления — специфическая. Основные должники — это население и ЖКХ, для которых размер пени существенным образом изменился.
— Как предлагается решить проблему долгов предприятий ЖКХ?
— В настоящее время предприятия ЖКХ находятся в зоне многочисленных плюсов: они — неотключаемые и пользуются этим. Невозможно отключить водоканал или теплоснабжающую организацию, которые копят долги за электроэнергию. Например, оплата Ингушского водоканала за 2015 год составляет 0 рублей, то есть предприятие вообще не платит за свое энергопотребление.
Организациями ЖКХ практикуется схема, когда, например, водоканал берется в аренду, копятся долги, через девять месяцев или год предприятие с этими долгами банкротится, при этом имущество остается неприкосновенно, потому что оно чаще всего муниципальное или региональное, а с самой компании взять нечего. Потом водоканал передается новому арендатору, и история повторяется.
Законом предусмотрены три кардинальных новации: вводится механизм, который создает возможность полного прекращения электроснабжения неотключаемых потребителей, устанавливается обязанность должников предоставлять фингарантии, предъявляются дополнительные требования при передаче в аренду государственных и муниципальных объектов ЖКХ, исключающие заключение договоров с недобросовестными арендаторами.
— Какие именно меры в законе предусмотрены для неотключаемых потребителей?
— Есть неотключаемые предприятия федеральной значимости, как волгоградский "Химпром". Есть региональные неотключаемые предприятия, те же водоканалы или теплоснабжающие организации. Сейчас, когда водоканал не платит, энергетики не имеют права его отключить, прокуратура не позволит.
В новом законе, во-первых, сказано, что региональные власти должны сформировать исчерпывающий перечень неотключаемых потребителей. Также по новому порядку если неотключаемые предприятия не платят, то они должны предоставить поставщикам фингарантии. Кроме того, таких потребителей можно будет полностью отключить. Энергетики заблаговременно вынесут предупреждение предприятию, которое может либо заплатить, либо подготовиться к отключению. В этом случае предприятие должно обзавестись собственным устройством бесперебойного питания для автономного энергоснабжения, обучить персонал и т.д.
Ответственность за энергоснабжение полностью перекладывается на должников, и в случае неготовности прокуратура будет предъявлять претензии уже к должнику, а не к энергетику, требующему уплаты долга.
— А как будет строиться работа с федеральными неотключаемыми?
— У таких неотключаемых есть объем аварийной брони — минимально необходимый уровень энергоснабжения для безопасной работы предприятия. Сейчас уточняется, как определять этот объем брони. В остальном такая же история, как с региональными неотключаемыми, — в случае отключения за долги такие предприятия должны сами обеспечить свое энергоснабжение.
— Когда был введен механизм фингарантий на оптовом рынке электроэнергии, насколько это позволило снизить долги?
— До объявления о запуске системы финансовых гарантий задолженность в секторах рынок на сутки вперед и балансирующий рынок оптового рынка составляла более 18 миллиардов рублей. После внедрения системы фингарантий задолженность в этих секторах снизилась в несколько раз: до уровня 4 миллиардов рублей в настоящее время. Также снизилось и количество компаний, обязанных предоставлять финансовые гарантии: если в начале функционирования системы фингарантий количество таких компаний превышало 40, то сейчас это 10-15 компаний. Система сработала, причем сработала здорово. Более того, за время работы системы фингарантий на оптовом рынке 14 сбытовых компаний были лишены статуса участника опта и права работать на нем.