МОСКВА, 20 окт — РИА Новости. ЦБ до 30 октября должен компенсировать гражданам, потерявшим накопления в пенсионных фондах Анатолия Мотылева, почти 39 миллиардов рублей, пишет во вторник газета "Ведомости".
Накопительные взносы объемом 39 миллиардов рублей находились на счетах 1,13 миллиона человек — клиентов НПФ Мотылева к моменту отзыва у них лицензии, следует из данных Пенсионного фонда России, направленных в ЦБ (есть в распоряжении "Ведомостей").
В группу Мотылева входило семь фондов: "Солнце. Жизнь. Пенсия", "Сберфонд солнечный берег" и небольшие "Адекта-пенсия", "Солнечное время", "Защита будущего", НПФ "Сберегательный" и НПФ "Уралоборонзаводский". Ни один из них не был допущен в систему гарантирования накоплений. При банкротстве таких НПФ потери их клиентам возмещает ЦБ. Банк России сообщал 14 августа, что не позднее 30 октября 2015 года перечислит в ПФР пенсионные средства граждан, застрахованные в семи НПФ Мотылева.
Компенсации подлежит лишь номинал — взносы, поступавшие на счета граждан от их работодателей, и доход от временного размещения ПФР этих взносов до передачи их в частный фонд. Потерянный инвестиционный доход гражданам не компенсируется.
"По данным временных администраций этих НПФ, взятых из баз персонифицированного учета пенсионных накоплений клиентов, в фондах находилось совокупно 48,4 миллиарда рублей накоплений, т. е. инвестдоход составлял почти 10 миллиардов рублей — и эти потери застрахованных компенсации не подлежат", — отмечает представитель ПФР Марита Нагога. Таким образом, потери ЦБ от фондов Мотылева составляют почти 40 миллиардов, потери граждан — 10 миллиардов, констатирует она.
Расходы ЦБ могут еще увеличиться примерно на 5%, отмечают в ПФР. Сейчас ведомство подсчитало потери только тех клиентов, чьим страховщиком значился один из фондов Мотылева. Однако ситуация осложняется тем, что у группы Мотылева в 2015 году был колоссальный отток — фонды покинуло около 300 тысяч человек. Но НПФ Мотылева не смогли вернуть их средства в полном объеме. "Сейчас мы проводим поименную сверку (этой) клиентской базы фондов-банкротов, и состояние этой базы оставляет желать лучшего", — говорит Нагога.