Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Еще до сирийской воздушной операции нашей стране объявляли джихад десятки экстремистских организаций. В отличие от реальных центров силы и финансирования, враждебная по отношению к России деятельность ИГ и новая "священная война" ваххабитов создают перспективные угрозы, однако погоды в нашей стране не делают.
Обещали разгромить Россию
В распространенном 14 октября заявлении официальный представитель так называемого Исламского государства призвал единоверцев повсюду вести "джихад" против россиян и американцев. Призыв поддержала прежде дочерняя, а ныне конкурирующая с ИГ структура "Фронт ан-Нусра". Все как обычно — обещали разгромить Россию, устроить для нас "второй Афганистан".
"Джихад" против России, Ирана и режима Башара Асада поддержали также около пятидесяти саудовских религиозных авторитетов — улемов. Однако заметим, подобные воззвания — это не всеобщая мобилизация, а проповедь, своего рода религиозно-поэтическая агитация и пропаганда.
Как и христианство, ислам имеет несколько течений. Саудовские улемы — это ваххабиты, взгляды которых разделяют отнюдь не все мусульмане. Российский ислам считается традиционным (умеренным).
Отечественные мусульмане-сунниты на Северном Кавказе знают, что ИГ выступает и против них — наравне с христианами и иудеями. Среди российских мусульман призыв к борьбе за идеалы ИГ не встретит отклика. А российские спецслужбы и правоохранительные органы за много лет накопили весомый опыт противодействия террористическим угрозам (недавнее задержание группы исламистов в Москве — тому подтверждение).
Разумеется, объявленный "джихад" не повлияет на ритм боевых вылетов российской группировки в Сирии. Даже нейтральное шведское издание Dagens Industri справедливо замечает: "Прежде чем начались авиабомбардировки, вся военная операция была заранее спланирована и согласована с другими странами в регионе, включая Иран, Ирак и Израиль. Тот факт, что России удалось создать координационный центр сбора оперативной информации и планирования операции с настолько разноплановыми партнерами, явно свидетельствует о скрупулезной и длительной подготовке".
Полагаю, успех в переговорах с разноплановыми партнерами объясняется еще и уважением к ним (этого Запад не понимает).
Вероятность опосредствованного "джихада" между США и РФ
И все же боевые действия на Ближнем Востоке могут приобрести угрожающий характер при усилении зарубежной военной помощи боевикам всех незаконных вооруженных формирований. "Джихад" станет опаснее с американскими противотанковыми установками (ПТУ) и переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК), которые прямого отношения к религии не имеют.
14 октября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова провела аналогию с американскими и британскими внедорожниками, которые поставлялись якобы сирийской оппозиции, однако оказались в руках боевиков ИГ.
На словах президент США Барак Обама исключил возможность опосредованной войны с Россией, и в ходе пресс-конференции в Белом доме подтвердил возможность дальнейшего взаимодействия по Сирии с президентом РФ Владимиром Путиным. Вместе с тем после первых успехов сирийской армии (сразу в нескольких провинциях) Вашингтон одобрил новые поставки для группировок сирийской оппозиции американских противотанковых ракетных комплексов BGM-71 TOW.
Возможно, кто-то думает, что использование противотанковых систем способно остановить наступление войск САР. Очевидно, применение BGM-71 TOW вызовет лишь усиление боевой активности армии Асада на земле и в небе (и адекватное реагирование российской авиагруппы).
После многих лет насилия в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии в регионе нарастает системное сопротивление внешней политике США, в основе которой — разрушение стабильности "государств-изгоев" (американский список регулярно обновляется) и создание неуправляемого хаоса. Последствия американского вмешательства в дела Ближневосточного региона — у всех на виду.
Четыре года назад коалиция под руководством США осуществила военную операцию в Ливии, разведка НАТО помогла умеренным ливийским повстанцам найти и уничтожить законного национального лидера Муамара Каддафи. И Ливия как государство практически исчезла — нефтяные месторождения и сотни километров побережья контролируют боевики ИГ, население бежит в Европу от бандитских разборок.
Движение талибов создавалось усилиями ЦРУ США для опосредствованной войны с СССР в Афганистане. Продолжением американской политики на Ближнем Востоке стали "Аль-Каида", "Исламское государство" и их дочерние структуры. Американцы превратили радикальный ислам в собственное оружие, в вестерн, а когда процесс вышел из-под контроля, продолжали равнодушно идти вперед по трупам сотен тысяч мирных жителей региона. Под натиском беженцев Европе еще предстоит ощутить всю тяжесть ближневосточной проблемы, изменить весь жизненный уклад.
И последнее. "Священная война" не обязательно должна сопровождаться насилием. В традиционном исламе она может проявляться в форме духовной борьбы. Само понятие "джихад" переводится как "усилие, усердие", и означает усердную борьбу за веру.
Имеется несколько мирных видов этого усердия: борьба со своими собственными недостатками, разрешение одобряемого, запрещение порицаемого, наказание преступников. Лишь одним из пунктов списка значится вооруженная борьба, и вряд ли это главный пункт.