ДАМАСК, 15 окт — РИА Новости, Михаил Алаеддин. Рядовой Али, стоящий на посту в центре сирийской столицы у поворота на центральную улицу Меззе, улыбается: "Вы только представьте, что в Дамаске можно будет жить как раньше, без свиста мин и смертоносных ракет. Это будет прекрасный подарок на наш новый год". В таком настроении пребывают многие жители города после того, как правительственная армия начала масштабную операцию по освобождению восточного пригорода от террористов.
Операция началась накануне, и теперь жители Дамаска и беженцы, приехавшие в столицу из всех уголков Сирии, ждут сообщения об освобождении кварталов Джобар и Хараста. Для них это означает, что по улицам можно будет гулять, не опасаясь, что где-то рядом упадет минометный снаряд и завоют сирены карет скорой помощи.
Долгожданное наступление
Каждый житель города знает имя некоего Захран Аллуша, называющего себя лидером целого "революционного движения", которое якобы борется с тиранией правящего режима. Правда, действия главаря террористической группировки "Ахрар аш-Шам" скорее напоминают уничтожение сирийского народа, а не попытки его освобождения.
Спальные кварталы Дамаска — Джобар и Хараста — были захвачены террористами Аллуша почти с самого начала кризиса. Мирных жителей там уже не осталось, некогда чистые и красивые кварталы сегодня напоминают развалины Сталинграда.
Боевики хорошо укрепились всего в нескольких километрах от исторического центра Дамаска и стали главной проблемой для жителей мегаполиса. Ракеты и мины из пригорода летят хаотично и убивают людей в старинных христианских кварталах и на центральных улицах, где вечером, несмотря на военное положение, кипит активная жизнь.
"Уже больше недели у нас как будто праздник. Как только узнали, что Россия пришла к нашей армии на помощь. Теперь у ребят в армии высокий боевой дух и они наконец решились разгромить террористов в Джобар. Они уже несколько лет нам не дают покоя", — поделился настроением администратор одной из закусочных на улице Шааляни — Исхак.
В Дамаске и правда стало гораздо оживленнее с тех пор, как местные СМИ начали ежедневно сообщать об успешных результатах российских авиаударов и новых освобожденных сирийской армией поселениях на северо-западе страны. Сирийские пограничники и солдаты армии на блокпостах на трассе Дамаск-Бейрут говорят, что за неделю увеличился поток машин и людей, желающих вернуться в Сирию. Люди уже начинают строить планы на послевоенную жизнь.
Офицеры верят в победу, но после четырех лет войны не спешат ликовать — враг хорошо подготовлен и не захочет быстро сдаться. Прольется еще немало крови, прежде чем мир вернется в каждый городок еще недавно процветающей арабской республики.
Жить, не замечая войны
Вечером на улицах Шама — так сирийцы называют свою столицу — идет вполне мирная жизнь: тысячи людей ходят по магазинам, сидят в многочисленных кафе, почти из каждого угла тянется дым яблочного или мятно-лимонного кальяна. В закусочных христианского квартала Баб-Тума чувствуешь себя настолько уютно и безопасно, что кажется война — это давняя история, и люди, если и погибали именно здесь, то это было очень давно.
Трудно поверить, что в десяти минутах езды на машине идет настоящая война с участием авиации, танков и артиллерии.
В день начала наступления на Джобар боевики в отместку открыли огонь по Дамаску из всех видов оружия, которое у них было. Снаряды падали на центральных площадях и улицах, в историческом христианском квартале Баб-Тума. В этот раз нам повезло — мина разорвалась на безопасном расстоянии от ресторанчика, где мы пили сладкий чай с дамасской мятой.
Когда рядом взрывается снаряд, кажется, что выйдешь на улицу — а там ни души. Но нет, все палатки открыты, сирийцы, улыбаясь, уговаривают купить специи, фисташки и антиквариат, люди ходят что-то выбирают… Такое ощущение, что свист падающих мин — всего лишь плод твоего воображения, но звуки новых разрывов и залпы артиллерии, бьющей по террористам в Хараста, Джобаре или Думе вновь напоминают, что война в Сирии все еще продолжается.