Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа рассказал директору Евразийского коммуникационного центра Алексею Пилько о готовности вооруженных сил и правоохранительных органов России и ее союзников по организации адекватно реагировать на современные вызовы.
— Сейчас в Сирии Вооруженные силы Российской Федерации проводят воздушную кампанию против "Исламского государства". Как вы полагаете, есть ли риск того, что в случае ее успешности может быть некий побочный эффект? Боевики просто убегут из Сирии и Ирака в тот же Афганистан или какие-то другие регионы. Или такого риска нет?
— Такое бегство уже наблюдается. Не далее как два-три дня назад, по сообщениям СМИ, около 600 боевиков переправились в Западную Европу. Однако куда бы ни перемещались эти радикальные элементы, их можно нейтрализовать. В особенности если бороться с ними будет широкая международная коалиция, которая включила бы в себя Россию, США, Великобританию, Францию и другие страны. Такое объединение усилий было бы полезным. Ведь мы декларируем одни и те же цели, боремся с ИГИЛ, с международным терроризмом.
— Мы готовы к тому, что боевики ИГИЛ будут убегать не только в Европу, но и в Афганистан и попытаются дестабилизировать обстановку в Центральной Азии?
— Любые операции, подобные тем, которые сегодня проводят в Сирии Вооруженные силы Российской Федерации, предусматривают не только военную составляющую, но и очень серьезную работу по обеспечению внутренней безопасности государства.
Мы же понимаем, что экстремисты могут попытаться отомстить и направить свои усилия на то, чтобы каким-то образом ударить по России и другим государствам — членам ОДКБ. Поэтому, кроме вооруженных сил, сегодня с полной отдачей работают и правоохранительные органы, и специальные службы, и, как мы видим, вполне успешно.
— Вы несколько предупредили мой следующий вопрос. Может ли ИГИЛ ответить России за ее кампанию в Сирии путем какой-то террористической активности в нашей стране или союзных нам государствах?
— Такие риски существуют. Я имею в виду буквально на днях задержание банды террористов в Москве, готовивших крупный теракт. Как уже установлено, они прошли подготовку в ИГИЛ и воевали в Сирии. Но я убежден, что наши спецслужбы и правоохранительные органы, которые должны заниматься борьбой и противодействием терроризму, сегодня работают достаточно эффективно и смогут нейтрализовать подобные угрозы.
— Операцию в Сирии начала Россия, а были ли готовы к ней наши союзники по ОДКБ и их правоохранительные органы и спецслужбы?
— Россия в единоличном качестве как суверенная страна приняла такое решение и не привлекала к операции в Сирии другие страны Организации Договора о коллективной безопасности. Однако министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу проинформировал всех своих коллег по ОДКБ о начале операции воздушно-космических сил в Сирии. Россия не видит необходимости привлекать к этой операции вооруженные силы союзников. Во всяком случае, решение российского руководства таково, что Москва проводит эту операцию самостоятельно, в рамках российско-сирийских двусторонних отношений.
— Иными словами, союзные государства по ОДКБ могут не беспокоиться о своей безопасности и угрозе со стороны ИГИЛ?
— Сейчас все должны беспокоиться о своей безопасности, потому что дело даже не в ИГИЛ. "Исламское государство" — это только элемент, о котором много говорят. Кроме него есть еще очень много факторов, влияющих на состояние безопасности в регионе ответственности ОДКБ, которые заставляют страны ОДКБ беспокоиться о своей безопасности. Это и развертывание инфраструктуры НАТО, и приближение альянса к границам России и Беларуси, и воинственная риторика Вашингтона. Это и разгул экстремистских организаций, не только ИГИЛ, но и многих других. Это и крайне сложная обстановка на Кавказе, а также то огромное количество боевиков, которые воюют и возвращаются в наши страны. Однако самая главная проблема в борьбе с этим злом — это отсутствие единого подхода и общей доброй воли на то, чтобы объединить усилия и обеспечить стабильность в мире.
Мы видим это даже на фоне того, что делает Россия в Сирии. Ее, даже казалось бы, абсолютно оправданные и своевременные действия (я имею в виду бомбардировки отрядов ИГИЛ и уничтожение инфраструктуры террористов) вызывают критику со стороны стран Запада. Об этом свидетельствуют последние заявления министра обороны США и Генерального секретаря НАТО. Некоторые страны декларируют, с одной стороны, желание бороться с терроризмом, а с другой — молча поддерживают террористические организации. И это настораживает больше всего.
Полный текст интервью читайте на сайте Евразийского коммуникационного центр>>