МОСКВА, 9 окт — РИА Новости. Опрошенные РИА Новости эксперты по Ближневосточному региону разошлись в оценках того, заслужил ли "Квартет национального диалога в Тунисе" Нобелевскую премию мира.
Согласно объявленному сегодня решению Норвежского нобелевского комитета, премия мира за 2015 год присуждена организации "Квартет национального диалога в Тунисе" "за решающий вклад в создание плюралистической демократии в Тунисе вскоре после Жасминовой революции 2011 года".
Предотвращение гражданской войны
По мнению старшего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, квартет заслуженно получил Нобелевскую премию мира, поскольку благодаря его действиям Тунису удалось избежать серьезного внутреннего конфликта.
Долгов напомнил, что после Жасминовой революции 2011 года и свержения режима Зин эль-Абидина бен Али к власти в стране пришли исламистские силы, которые начали процесс изменения законодательства страны. "Тунисское общество в основном светское, исповедует демократические и светские ценности. Начались столкновения исламистов с демократической оппозицией, причем первые использовали тактику террора. А в результате действий квартета удалось найти консенсус и создать коалиционное правительство", — отметил специалист.
Эксперт также указал, что к числу заслуг квартета следует отнести действующую конституцию Туниса, которая была утверждена новым правительством. "Эта конституция считается одной из самых демократических в арабском мире", — подчеркнул Долгов.
Давать некому
В то же время старший преподаватель Департамента политической науки НИУ — ВШЭ Леонид Исаев полагает, что ситуация в Тунисе не была столь тяжелой, чтобы отмечать ее разрешение Нобелевской премией мира. "В Тунисе все события "арабской весны" пошли по наименее конфликтному сценарию", — подчеркнул эксперт.
"Мне не кажется, что это заслуживает того, чтобы давать Нобелевскую премию мира. В Тунисе было меньше всего предпосылок к тому, что ситуация там может серьезно обостриться. Не было таких предпосылок для распада государства, как, скажем, в Йемене, в Сирии или в Ливии", — отметил Исаев.
По мнению специалиста, миротворческие усилия в других регионах, в которых обострение произошло на фоне событий "арабской весны", могли бы заслужить еще большее внимание со стороны Нобелевского комитета. "Вот если бы переходному совету в Ливии удалось бы сделать то, что удалось тунисцам, это вполне тянуло бы далеко не на одну Нобелевскую премию мира", — полагает эксперт.
"Я думаю, что главная причина (вручения премии квартету — ред.) заключалась в том, что больше некому было давать", — заключил Исаев.