МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. Комитет Госдумы по образованию рекомендовал Госдуме отклонить законопроект, в котором предлагается учителям обращаться к ученикам с первого класса и до окончания школы только на Вы.
Автором законопроекта выступил депутат Владимир Бортко.
"Предлагается, чтобы с первого класса и до окончания школы учитель обращался к ученику только на Вы. Более того, учителю предлагается следить за тем, чтобы во время классных занятии ученики так же обращались друг к другу, используя местоимение "Вы", — говорится в пояснительной записке. Бортко отмечает, что в XIX веке обращение на Вы стало нормативным в светской речевой учтивости, которое стоило бы употреблять и в XXI веке.
"Возмущенные реплики "Почему вы мне тыкаете" отразили, что обращение на Вы стало привычным и обязательным для воспитанного человека", — отмечается в пояснительных документах. По мнению Бортко, особый эффект эта поправка будет иметь в населенных пунктах, находящихся на удалении от столиц и культурных центров.
"Человек, с детства привыкший к обращению "Вы", будет обладать повышенным чувством собственного достоинства вне зависимости от места проживания, что, учитывая размеры нашей страны, имеет важное значение", — поясняет Бортко.
Комитет ГД не поддержал законопроект. "Хорошо, конечно, когда люди обращаются друг к другу на Вы. Но заставлять это делать — нереалистично, с одной стороны, а, с другой стороны, это избыточно, как невозможно в обществе заставить всех обращаться друг к другу на "Вы", хотя это общепринято", — сказал глава комитета по образованию Вячеслав Никонов.
"Обращение на "ты" и на "Вы" — это же еще и нюансы взаимоотношений. Этими нюансами тоже не надо пренебрегать. Лидеры государств могут быть на "Вы" и могут быть на "ты". Это совершенно различные уровни отношений. И обращение на "ты" действительно гораздо более высокое, продвинутое, предполагающее гораздо большую доверительность, чем обращение на Вы", — добавил он. По его мнению, этот вопрос морально-культурный, к которому невозможно применять чисто однозначные нормы закона.
"Я не уверен, что принимая такой закон, мы будем способствовать резкому повышению культурного уровня… Поэтому я тоже не готов лично поддержать законопроект", — заключил глава комитета. В Министерстве образования также высказались против принятия законопроекта.