Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) – монах, основатель Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь русского монашества и один из самых известных и почитаемых в мире русских святых.
Первое столетие монгольского завоевания было не только разгромом государственной и культурной жизни древней Руси: оно надолго заглушило и ее духовную жизнь. Материальное разорение и тяжесть борьбы за существование были так велики, что вызвали всеобщее огрубение и одичание. Около столетия русская церковь не знала новых святых иноков — преподобных. Нужно было, чтобы прошла первая оторопь после погрома, прежде чем проснулся вновь духовный голод, уводящий из мира.
Главою и учителем нового этого иночества стал преподобный Сергий. Большинство святых XIV и начала XV века были его учениками или "собеседниками", испытавшими его духовное влияние.
Согласно церковной традиции, датой его рождения считается 3 мая 1314 года, хотя документального подтверждения этому нет: основной источник сведений о подвижнике является — житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым около 1418 года — не указывает ни точного места, ни даты его рождения. Принято считать, что он уроженец села Варницы, родился в боярской, но вскоре обедневшей семье, в которой, кроме него было еще два сына. Обеднев, все они перебрались в город Радонеж.
Вообще, внешними событиями жизнь преподобного Сергия не богата. Он с юности мечтал о монашестве, но по просьбе родителей, оставшихся на его попечении, отложил осуществление мечты до их кончины. Потом, пожив немного с овдовевшим братом в монастыре, уговорил его попробовать совсем удалиться от мира. Вместе они поселились в лесу на холме Маковец у реки Кончуры, построили там деревянную церковь во имя Святой Троицы, но брат скоро не выдержал и сбежал в Москву, в Богоявленский монастырь. А Варфоломей остался. Знакомый игумен Митрофан постриг его в монахи с именем Сергий, и через пару лет к нему стали присоединяться другие иноки.
Первый русский мистик, преподобный Сергий был и первым русским пустынножителем. Для него, как и для древних мистиков Востока, пустыня была учительницей богомыслия. Медведь был первым его другом в безлюдной глуши. С грустью описывает его ученик постройку будущей лавры: "исказили пустыню". С грустью принял преподобный первых своих учеников: "Аз бо, господие и братия, хотел еcмь один жить в пустыне сей и тако скончатися на месте сем". Но он не противится воле Божией ради любви.
Таково было и все новое русское сергиевское монашество. Оно уходило в пустыню, в лесные дебри, бежало от нагонявшего мира, но уступало ему, оседало в хозяйственных обителях, строилось, создавало иногда крупные культурные очаги, опорные пункты русской колонизации. XV век, золотой век русской святости, покрывший монастырями всю северную — тогда воистину святую — Русь, дал Русской церкви больше всего преподобных.
На холме Маковец образовалась монашеская община, потом монастырь, Сергия избрали игуменом, жили строго – молились, трудились. Слава обители и ее настоятеля росла, в нее стали стекаться паломники, начали селиться по соседству, появились щедрые жертвователи, а у Сергия — ученики. Он ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях: не принося с собой из мира никакого имущества, троицкие иноки должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам игумен, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями.
Сергий мирил враждовавших друг с другом князей, отказался стать митрополитом Московским, когда ему предлагали, основал, кроме Троицкого, еще несколько монастырей и послал в них своих учеников, которые, в свою очередь учредили еще более 40 обителей.
Так, в трудах, воздержании и молитве, как сообщает Епифаний Премудрый, достиг преподобный глубокой старости, предупредил братию о своей скорой кончине и "безмолствовать начал", а перед самой смертью призвал всех, дал наставления, причастился и 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года скончался. Почитать его как святого начали еще до того, как на Руси появилась практика канонизации.
"Из всех русских святых он кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием, — писал о преподобном Сергии митрополит Сурожский Антоний (Блум). — А вместе с тем он удивительно близок: он близок какой-то молниеносной силой своей молитвы, он близок тем, что предстоя у Бога, пред лицом Господним неразделенным сердцем, неразделенной мыслью, перед лицом Господним он возносит молитвы за всех нас, и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой".
5 июля (18 июля по новому стилю) 1422 года, по свидетельству Пахомия Логофета, были обретены его нетленные мощи, ставшие главной святыней Троице-Сергиева монастыря. До XX века их всего три раза выносили за его ограду — дважды в XVIII веке, спасая от пожара, и в 1812 году, во время войны с Наполеоном.
Но в 1919 году в целях борьбы с "религиозным дурманом" началась кампания "вскрытия мощей". Не избежали общей участи и останки преподобного Сергия. Только главу святого верующим удалось спрятать, а мощи его стали экспонатом Сергиевского историко-художественного музея. В 1941 году их вместе с музейными фондами эвакуировали в Соликамск и только после войны, в 1946 году, вернули церкви. С тех пор они навсегда обрели свое место в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.