В Баренцбурге, российском посёлке на архипелаге Шпицберген, ведётся работа по созданию научного центра. Координатором центра является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) Росгидромета. Чем будет заниматься научный центр и как будет организована работа исследователей на архипелаге Шпицберген, в интервью порталу arctic.ru рассказал заместитель директора ААНИИ по научной работе Александр Данилов.
В посёлке Баренцбург на архипелаге Шпицберген будет работать постоянная арктическая экспедиция, в рамках которой формируется научный центр. Чем будет заниматься этот центр?
Научный центр фактически будет продолжать и развивать те исследования, которые российские научные организации уже проводят на Шпицбергене в течение достаточно долгого времени, наиболее активно — в последние 10-12 лет. Это исследования всех компонентов природной среды. Это полярная атмосфера, магнитосфера — этими вопросами занимаются наши коллеги из Полярного геофизического института Кольского научного центра РАН. Это атмосферные исследования, которыми занимается ААНИИ. Очень интересны и важны, особенно в условиях меняющегося климата, гляциологические исследования на Шпицбергене — климатические изменения наиболее сильно и заметно отражаются в гляциологических структурах. Безусловно, это окружающая морская среда, прибрежные воды Шпицбергена, это биологические проблемы, как морские, так и наземные, вопросы геологии — наши геологи там тоже работают. Состояние окружающей среды, её загрязнение там тоже наблюдается. Проводятся археологические работы, создан небольшой, но очень интересный музей.
Этот район достаточно далёк от нашей страны, но очень интересен с научной точки зрения. На Шпицбергене наиболее заметно влияние Атлантического океана, и климатические изменения там проявляются в первую очередь. Научных вопросов там хватает. В этом году принята научная программа, включающая исследования российских научных организаций различных ведомств.
Кроме науки в Баренцбурге Россия занимается добычей угля, развивает туризм. В общем, видов деятельности нашей страны на Шпицбергене становится больше. Но научные исследования выделяются прежде всего потому, что на Шпицбергене работают учёные других стран, в первую очередь Норвегия, у которых там мощная научная инфраструктура. Поэтому для учёных замечательные возможности вести свои исследования в кооперации с другими странами.
Что уже построено в научном центре?
За последние несколько лет пройден серьёзный путь, и в результате мы имеем хорошую научную инфраструктуру на архипелаге Шпицберген. В российском научном центре есть новые лабораторные корпуса и здания для размещения научных сотрудников. Очень хороший химический комплекс с современным мощным аналитическим оборудованием. Там создан замечательный пункт приёма, обработки и передачи спутниковой информации, который позволяет нам гораздо лучше видеть Арктику. Спутниковая информация очень востребована, тут даже дело не в самом Шпицбергене, а в том, что мы прекрасно видим Баренцево, Карское море, Центральную Арктику.
Кроме того, в научный центр входят так называемые научные полигоны — это геофизический полигон, экологический, криосферно-гидрологический, океанографический, метеорологический. Имеются хорошие транспортные средства — мелкие плавсредства, квадроциклы, снегоходы, то, что позволяет учёным передвигаться к тем точкам, где они ведут свои наблюдения.
Предполагается, что научный центр будет функционировать круглый год. Но сейчас мы находимся ещё в начальной стадии развития этого центра, и его возможности и ресурсы мы пока не используем в полной мере. Задача в том, чтобы в центре круглый год (в основном, конечно, в тёплый период года) работало как можно больше учёных.
Сколько сотрудников будет работать в центре?
Летом могут работать до 100 человек, а в зимний период — до 25. Сейчас, зимой, мы фактически переводим центр в спящий режим, там просто будут люди, которые будут следить за ним, чтобы никаких бед не произошло, — это консервация в части научных исследований.
Будут ли приглашаться для работы в российском научном центре иностранные специалисты?
Да, конечно! На Шпицбергене уже существуют международные структуры, в которые Россия входит, и наша задача и самим активнее участвовать в проектах, используя инфраструктуру той же Норвегии. Если говорить прямо, у них возможностей больше, потому что Норвегия в Шпицберген вкладывается очень серьёзно. Мы очень рассчитываем на то, что использовать инфраструктуру центра будут не только российские учёные, но и зарубежные.
Как вы думаете, когда научный центр сможет заработать на полную мощность?
Я думаю, что для этого потребуется несколько лет. Ещё нужно провести определённые организационные мероприятия. Центр как организационная структура — это некий консорциум, в котором участвуют различные министерства и ведомства: Росгидромет, Академия наук, Министерство природных ресурсов. Это структура достаточно новая, соответственно, там будут органы управления, научного присмотра, экспертизы — все эти необходимые структуры ещё находятся в стадии создания.
Наш институт фактически будет координировать работу центра: мы будем собирать проекты, предложения и обеспечивать работу научных групп из различных научных учреждений на Шпицбергене, формировать программу, отчитываться за эту программу.
Всё будет зависеть ещё от того, как будут финансироваться и научные проекты по Шпицбергену, и деятельность этого научного центра, какие средства будут выделены на поддержание деятельности центра в 2016 году. В бюджете Российской Федерации такие средства заложены, но что будет — посмотрим. Мы надеемся. Понятно, что если уже вложено достаточно много средств в создание центра, эта система будет работать, развиваться. Но в нынешних условиях я затрудняюсь сказать, как быстро.
Безусловно, то, что уже сделано, это большое достижение в развитии российской научной инфраструктуры в Арктике.