Правительство РФ в сентябре решило спасти авиакомпанию, близкую к банкротству из-за долгов, консолидировав и передав 75% плюс 1 акцию "Аэрофлоту". Однако сроки консолидации пакета были сорваны. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в среду заявил, что план действий по проблемной авиакомпании будет изменен, и не исключил ее банкротства.
Операционный контроль над "Трансаэро" пока остается в ведении гендиректора компании, сообщил в четверг журналистам глава Минтранса РФ Максим Соколов. Он также заявил, что "Трансаэро" продолжит работу, лицензия перевозчика не отозвана, а судьба авиапарка "Трансаэро" зависит от решения лизинговых компаний.
Крупнейшими акционерами и создателями авиакомпании являлись супруги Александр и Ольга Плешаковы (им принадлежало около 36%). Среди совладельцев с пакетом в 11,5% акций значится "Трансаэро-Финансы". Еще 3% ранее принадлежали матери Плешакова — главе МАК Татьяне Анодиной, которая до лета 2015 года являлась членом совета директоров перевозчика.
Ольга Плешакова в понедельник сообщила в своем Twitter, что больше не является акционером авиакомпании. МАК во вторник разместил на своем сайте информацию, что Анодина не является также акционером перевозчика. Позже Плешакова сообщила, что акции подарила мужу, который сконцентрировал в своих руках чуть меньше 60% акций из которых почти 15% заложено под кредиты в банках ВТБ и Московском кредитном банке.
Пассажиры будут перевезены
Еще утром в четверг официальный представитель Минтранса сообщил РИА Новости, что рассматриваются различные варианты выхода из этой ситуации. "Главное, чтобы все пассажиры, купившие билет, своевременно реализовали свое право на перелет", — отмечал он,
Уже вечером Соколов сообщил, что все обязательства перед пассажирами авиакомпании "Трансаэро" будут выполнены. "Что касается тех пассажиров, которые уже приобрели билеты на регулярные рейсы — а таких порядка 650 тысяч человек, — то хочу подтвердить, что все обязательства по перевозке этих пассажиров будут выполнены", — подчеркнул он.
Правда, источники финансирования выполнения данных обязательств он не назвал.
Еще в понедельник акционер авиакомпании, владеющий около 4,5% акций перевозчика Виталий Ванцев говорил о том, что примерно 90% кредиторов авиакомпании "Трансаэро" заинтересованы в сотрудничестве с "Аэрофлотом". "90% кредиторов заинтересованы, чтобы это все пошло в "Аэрофлот", 10% — не определившиеся, у которых свои мысли. Я ни одного из таких кредиторов не встретил, у которого был бы другой план", — говорил он.
По данным Ванцева, долговая нагрузка авиакомпании составляет 99 миллиардов рублей. Как следует из отчета "Трансаэро" по РСБУ за II квартал, по состоянию на 31 декабря 2014 года кредиторами "Трансаэро" числились, в частности, Сбербанк РФ, Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, Газпромбанк, АКБ "Международный финансовый клуб", Альфа-банк и другие банки.
Как сообщил Соколов, "банки и другие финансовые кредиторы не смогли прийти к консолидированному решению по реструктуризации существующей задолженности "Трансаэро" и дальнейшему взаимодействию". Вечером в четверг топ-менеджер одного из банков сообщил РИА Новости, что ряд банков-кредиторов "Трансаэро" на совещании в правительстве РФ, которое прошло под руководством премьера Дмитрия Медведева, высказались за необходимость запуска банкротства авиакомпании и готовы подать иски в суд о ее банкротстве.