Помочь семье преодолеть кризис – главная задача, которую ставят перед собой специалисты пермского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Работа с родителями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации ведется сразу по нескольким направлениям, результат которой сложно переоценить. Только за прошлый год реабилитацию прошли 751 несовершеннолетних, большая часть детей была возвращена в кровную семью. О том, какие программы помогают родителям пересмотреть свое отношение к жизни и к своему ребенку, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала директор социально-реабилитационного центра (ГКУПК СОН СРЦН г. Перми) Татьяна Индейкина.
-Татьяна Леонидовна, как структурно выстроена работа вашего центра?
— Социально-реабилитационный центр рассчитан на 151 бюджетных мест и включает в себя базовый стационар и три филиала: "Милосердие", "Доверие", "Родник". Каждый стационар имеет два отделения – приемное и отделение социальной реабилитации, где дети проживают круглосуточно. Есть еще отделение службы сопровождения СВГ. В зависимости от ситуации дети находятся под нашей опекой от нескольких дней до момента их жизнеустройства. На это может уйти до года. За период с 2005 года только в базовом стационаре успешно прошли реабилитацию 3200 воспитанников, около 50% из них вернулись в кровные семьи.
-Какой главный принцип положен в основу работы вашего коллектива?
— Специалисты нашего центра активно реализуют новые технологии и формы социальной, психологической, педагогической работы. Развивают сотрудничество с некоммерческими и общественными организациями. Основное направление педагогической деятельности – это семейно-ориентированный подход. То есть вовлечение родителей в мероприятия центра, поддержка в семейных проблемах, в восстановлении родительских прав, установлении отцовства, поддержание связи с родителями, находящимися в МЛС. Дети также являются активными участниками общества – мы вовлекаем их в творческую деятельность, наши воспитанники – участники спортивных состязаний. Кроме того, дети работают в трудовых отрядах центра, участвуют в общественных акциях, например "Бессмертный полк", дают концерты для ветеранов ВОВ и пенсионеров.
-Все эти меры дают позитивный результат?
— Безусловно. Дети и родители верят, что будут снова вместе, что ситуация изменится. А значит, они готовы приложить усилия для этого. Семья готова принимать помощь! Это очень важно, потому что с этого начинается эффективная реабилитация, результат которой – возвращение детей в семью. А если не получается, то мы начинаем поиск замещающей семьи. Успешной промежуточной семейной формой устройства является семейно-воспитательная группа. Почти в половине случаев воспитатель этой группы становится приемным родителем. И только 3% наших воспитанников попадают в учреждения для детей-сирот.
-Какие проекты, направленные на возвращение детей в семьи реализуются специалистами центра?
— Работа с каждой семьей ведется в индивидуальном порядке, в зависимости от ситуации. В процессе разработки реабилитационной программы рассматриваются слабые и сильные стороны семьи, ведется работа с родственниками. К решению проблем подключатся волонтеры, общественные организации, врачи, психологи и социальные работники. Большой успех приносит проект "Общественный наставник". Он позволяет ребенку и его семье найти помощника, которому можно доверять и обращаться за помощью в трудную минуту. Специалисты социально-реабилитационного центра могут поддерживать семью ограниченное время, ментор сопровождает и помогает столько, сколько это необходимо. Кроме того, существует проект "Родительский клуб". Он создан для родителей, дети которых проходят у нас реабилитацию.
-Как вы помогаете родителям восстанавливать свои права на ребенка?
— Создана комплексная модель поддержки родителей, которая включает в себя оказание психологических, социально-правовых услуг. Мы оказываем поддержку в судебных заседаниях. Большое внимание уделяется стимулированию биологических отцов в установлении отцовства над детьми. На контроле администрации стоят все случаи подачи исковых заявлений в суд по вопросу лишения родительских прав, мы всегда используем все возможные ресурсы в работе по сохранению семьи. Поэтому сейчас мы наблюдаем стойкую тенденцию к снижению количества исковых заявлений по лишению родительских прав. Все чаще подобные иски подаются как профилактическая мера для восстановления семьи.