Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

Рушан Аббясов: хадж - это единение в вере

Об истории хаджа, его духовном смысле, малоизвестных деталях и особенностях рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель председателя Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов.

Мусульманский мир 24-26 сентября отмечает праздник жертвоприношения — Ид аль-Адха (Курбан-байрам), которым заканчивается совершение хаджа, паломничества к святыням ислама в Мекке и Медине. Об истории этой мусульманской традиции, духовном смысле пятого столпа ислама, его малоизвестных деталях и особенностях рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель председателя Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов. Беседовал Антон Скрипунов.

- Рушан-хазрат, что такое хадж? В чем его смысл и значение?

— Хадж является одним из пяти столпов ислама, одной из основ исламского поклонения. Наряду с тем, что человек должен уверовать в единство Всевышнего Создателя и в пророческую миссию Мухаммеда, совершать пятикратную молитву, совершать пост в месяц Рамадан и платить закят — 2,5 % от имущества, он должен совершить паломничество в Мекку.

Однако Всевышний в Коране дает такое уточнение: "кто может совершить паломничество". О чем это говорит? О том, что человек, который намеревается совершить хадж, должен иметь две важные составляющие: в первую очередь материальный достаток и второе — физическую возможность. Если одна из этих составляющих отсутствует, то для мусульманина хадж уже не является обязательным. Поэтому совершать хадж желательно один раз в жизни, не обязательно ездить в хадж каждый год, даже если имеется такая возможность. Даже Пророк совершил хадж только один раз в жизни.

Если у человека есть потребность, он может совершить "малый хадж", который мы называем "умра". Хадж — большое паломничество, которое совершается в определенное время: в 12-й месяц, зуль-хидджа, что в переводится как "месяц, когда совершается хадж". Это последний месяц лунного мусульманского календаря, который при сопоставлении с солнечным ежегодно сдвигается на 10-11 дней в обратную сторону. Соответственно, ежегодно все мусульманские праздники и даты также смещаются на 10-11 дней.

В этом году месяц зуль-хидджа начался 15 сентября. Сейчас будет время не самое легкое для паломников, потому что в Саудовской Аравии сентябрь довольно жаркий месяц. Но сегодня, благодаря современным системам кондиционирования, паломники имеют возможность совершать хадж в приемлемых температурных условиях.

- В каком месте должен совершаться хадж?

— Хадж совершается только в городе Мекка, где наш основной храм, мечеть Аль-Харам — самая крупная в мире. Слово "аль-харам" переводится как "запретное место", то есть то место, где нельзя совершать грехи и ошибки. Практически все обряды хаджа совершаются непосредственно в самой Мекке и ее окрестностях. Все, что мы сейчас делаем, это то, что делал Мухаммед, который сам установил порядок совершения обрядов хаджа. А если посмотреть глубже, то все идет к общей для трех религий истории, связанной с пророком Авраамом, по мусульманской традиции мы его вспоминаем как Ибрахима.

- С чего начинается совершение хаджа?

— В начале человек должен войти в состояние, которое называется ихрам. Он должен надеть специальную одежду и совершить "намерение". Нужно в это состояние войти, и тогда человек, показав, что он в какой-то мере отдалился от мирского, может думать о духовном. В этом состоянии все одинаковые, даже одежда у всех должна быть одинакового белого цвета.

Мужчины снимают с себя всю сшитую одежду и надевают только два полотна — ихрам. Женщины одеваются в обычную одежду, то есть должны быть видны только кисти рук и лицо. В аэропортах крупных исламских городов есть специальные комнаты, в которых можно переодеться. "Намерение" нужно совершить в специальном месте под названием "микат" — это места на подходе к святыням, которые специально обозначил пророк Мухаммед.

Существует семь микатов, в зависимости от того, с какой стороны человек едет или летит. В самолете пилот объявляет в микрофон, дабы все услышали, о том, что сейчас самолет будет пролетать над микатом, и люди совершают "намерение". Для тех, кто едет на машине, тоже микаты обозначены специальными знаками.

Паломники достигают Мекки и совершают обряд "малого хаджа" — умра. Такое "малое паломничество" — несложное и совершается практически в одном месте. Сначала нужно семикратно обойти вокруг Каабы — куба, который, по преданиям, был воздвигнут еще пророком Ибрахимом. На углу у куба есть место, которое сейчас обрамлено серебром, а внутри обрамления находится так называемый черный камень. Он небольшой. По преданию, он был низведен из Рая белым и чистым камнем, но люди, притрагиваясь к нему, оставляли свои грехи, и от многочисленных человеческих грехов и ошибок он почернел.

В наше время мусульмане тоже приходят к черному камню: кто-то целует его, кто-то дотрагивается. Я видел, как люди, будучи в состоянии эйфории, сразу после молитвы бросались к камню, дабы поскорее дотронуться до него. В таком случае можно получить травмы. Именно поэтому возле черного камня дежурит специальная охрана.

Сама Кааба всегда закрыта покрывалом, которое называется кисва. Покрывало делается из черного бархата, на котором золотом и серебром вышиваются аяты священного Корана. Его раз в год снимают, разрезают на фрагменты и дают их в качестве дара высокопоставленным гостям. Король Саудовской Аравии Салман, будучи еще губернатором Мекки, подарил нашему главному муфтию фрагмент кисвы, который теперь стал украшением открывшейся 23 сентября Московской соборной мечети: этот фрагмент будет выставлен в музее мечети.

В Каабе есть дверь, которая открывается только во время обряда омовения Каабы: он считается очень почетным — не всем дается его совершить. Обряд совершает сам король в сопровождении высокопоставленной делегации: это могут быть президенты, короли, важные гости. У нас, например, удостоился ее омыть Рамзан Кадыров, а также один из наших благотворителей — Сулейман Керимов. В остальное время вход в Каабу закрыт.

После обряда семикратного обхода Каабы, который называется "таваф", совершается молитва возле макама Ибрахима — это место, где, по преданию, пророк Ибрахим оставил свои следы. После молитвы люди пьют из источника Замзам — он находится под Каабой и не пересыхает уже несколько тысячелетий.

Согласно преданию, Ибрахиму было дано от Всевышнего повеление отвести свою служанку Хаджар с сыном в пустыню, где не было ни еды, ни воды. Она оставила его на этом месте, а сама начала бегать между двумя холмами, пытаясь найти воду. Отсюда следующий обряд малого хаджа — бег между холмами Ас-Сафа и Аль-Марва.

После бега между холмами Хаджар, потеряв надежду, подошла к Исмаилу и увидела, что он что-то ковыряет ногой. Оттуда начал бить источник, и она, испугавшись, что источник будет сильно бить или быстро закончится, сказала: "Замзам" — по одной из этимологий этого слова: "тихо-тихо". Но источник неиссякаем. Вода из Замзама считается очень полезной и лечебной. Мухаммед сказал, что пьющему из источника и молитвенно просящему об исцелении Всевышний даст его. Таких случаев, конечно, было много.

Самый главный подарок, который увозят с собой паломники, — бутылка с водой из этого источника. Люди пьют воду, а потом отправляются на холмы Ас-Сафа и Аль-Марва, между которыми Хаджар, как принято считать, пробежала семь раз. Они находятся прямо в мечети Аль-Харам: сейчас внутри мечети остались небольшие возвышенности, между которыми обустроены переходы. Сам обряд называется "сай". Во время него люди семь раз перебегают от одной возвышенности к другой.

- Даже несмотря на большое количество паломников? Как это у них получается?

— Спокойно все получается. Обычно руководитель берет с собой группу. На каждую группу из 40 человек определен один имам, которому иногда помогают студенты. Он их ведет и вместе с ними в любое время совершает обряд. Я сам неоднократно водил такие группы. Руководители играют важную роль: знают, в какое время лучше совершить определенный обряд. Здесь нужна мудрость, к которой мы призываем паломников, важно всегда слушать своих руководителей, которые все подскажут. Обычно мы ходим в Аль-Харам после последнего намаза и до утреннего — в ночное время уходит большое количество людей и не так жарко. Обычно мы рекомендуем именно это время.

Малое паломничество завершается стрижкой волос: можно чуть-чуть подравнять свои волосы или полностью подстричься. Причем стричь волосы нужно в Мекке. Это делается обычно после малого хаджа — только после этого он считается совершенным.

- Вы говорили, что есть малый хадж и большой. Расскажите об обрядах большого хаджа.

— На седьмой день месяца зуль-хидджа паломники переезжают в палаточный городок в пригороде Мекки, который называется Мина. Здесь они ночуют и на следующий день совершают самый главный обряд хаджа, без которого он считается невыполненным, — это стояние на горе Арафат. Название горы переводится как "встретились". По преданиям, после того, как Всевышний низвел первых людей — Адама и Еву — из Рая, они именно на Арафате встретились после долгой разлуки. Поэтому это место у нас считается священным.

Обряд заключается в пребывании именно в этот восьмой день месяца зуль-хидджа в долине Арафат от восхода солнца и до его захода. Световой день в Саудовской Аравии небольшой. Считается, что именно в этот день Всевышний сковывает цепями Сатану, который не может ничего сделать, видя такое количество поклоняющихся Всевышнему людей.

Там очень много палаток, есть специальные места, где людям раздают еду, где они отдыхают и молятся. Потом верующие переходят в долину Муздалифа. В этой долине пророк Мухаммед совершил ночные молитвы и переночевал. Место представляет собой пустырь, на котором паломники собираются для молитвы. Он делится на сектора по странам. Паломники собирают камешки, чтобы на следующий день, в праздник Курбан-байрам, совершить обряд побивания камнями Дьявола.

Обряд этот связан с историей жертвоприношения Авраамом своего старшего сына Исмаила по воле Всевышнего. Когда они шли к месту жертвоприношения, в этих местах их искушал Дьявол, но маленький Исмаил брал камни и кидал их в него. Сейчас обряд повторяется чисто символически: в день праздника паломники после полудня отправляются для кидания первых семи камней в специальные места, они называются "джамарат". Всего их три: большой джамарат, средний джамарат и маленький джамарат. Паломник подходит и в каждый из них, начиная с большого, кидает по семь маленьких камней. Этот обряд совершается в течение трех дней после праздника, в каждый из которых кидается по семь камней в большой, средний и малый джамараты.

А те, у кого нет физической возможности ходить к джамаратам, поручают более молодым людям кидать камни от их имени. Раньше были не очень широкие столбы, в которые чем только не кидались: и большими камнями, и тапочками, и бутылками. Люди получали травмы. Сейчас вместо столбов сделали широкие многоуровневые стены.

После побивания камнями Дьявола паломники возвращаются в Мекку, где должны повторить все то, что делали во время малого паломничества, чтобы полностью совершить свой хадж: семикратно обходят Каабу, читают молитву на месте стояния Авраама, пьют из источника Замзам и совершают бег между двумя холмами. В таком случае хадж завершается.

- Каждый год для совершения хаджа в небольшую Мекку стекается огромное количество паломников. Как они туда добираются? Что делает Саудовская Аравия для ограничения наплыва людей?

— Саудовская Аравия ввела так называемое квотирование: каждый стране дается одно место на тысячу проживающих в ней мусульман. То есть если у нас в России их в среднем 20 миллионов, то нам дают квоту в 20 тысяч. Понятно, что раньше паломники отправлялись в Мекку пешком, на верблюдах, на лошадях. Сегодня есть более удобные средства передвижения — самолеты, поезда, машины. Раньше паломники из России ездили в хадж на автобусах и машинах, но в связи с неспокойной обстановкой в ряде ближневосточных стран и по рекомендации МИДа РФ люди сегодня не рискуют так ехать, дабы не попасть в какие-то неприятные истории по пути. Рекомендовано передвигаться только воздушным путем — это, пожалуй, единственная возможность.

Еще есть так называемое комбинирование: когда больше половины пути преодолевается по воздуху — до Дубая или до иорданского города Акаба, который граничит с Саудовской Аравией, а оттуда уже на автобусах по территории королевства.

-И сколько добираться?

— Примерно 30 часов. И от Омана, и от Иордании, и от Дубая. Не самый удобный вариант, но это, конечно, дешевле. С другой стороны, для этого нужны физические силы. А надо помнить, что силы нужны еще и для правильного совершения хаджа.

- Каких ошибок должен избегать паломник во время хаджа?

— Пророк Мухаммед учил, что совершать хадж нужно с такой трепетностью и усердием, как будто Бог его не примет. Человек максимально должен думать только о хадже. Он должен отстраниться от всех своих житейских дел и проблем. Например, когда мужчина уезжает в хадж, он должен оставить своей семье необходимый прожиточный минимум, дабы не думать об этом во время паломничества. Такие мелочи должны продумываться еще до отъезда.

На наших лекциях отправляющимся в Мекку группам мы всегда рассказываем о хадже и его значении. Уже на месте руководители групп каждый день поясняют, что нужно совершать в этот день, в чем смысл обрядов. Самая частая ошибка паломников — ослушание руководителя группы. Он говорит, не надо ходить в определенное время в определенное место, а люди все равно идут, рискуя оказаться в давке или заблудиться.

И, конечно же, не нужно делать того, что с точки зрения ислама является харамом, или запретом: сквернословить, обманывать, воровать и так далее. Этого нельзя делать в любом месте, а на святой земле тем более.

- А фотографировать и фотографироваться можно?

— Можно, конечно. Если умеренно, чтобы потом показать своим родственникам. Раньше этого нельзя было делать в мечетях. Но сейчас, если не злоупотреблять, на каждом шагу делая селфи, и не превращать паломничество в сплошное фотографирование, вполне можно делать фото на память.

- В наше время паломничество ко многим религиозным святыням порой превращается в обычный туризм. Нет ли такой опасности во время хаджа?

— Всегда есть человеческий фактор. Всегда есть люди, которые едут за иными, нежели духовные, целями. Я неоднократно ездил в хадж в качестве руководителя группы, и мне попадались очень разные люди. Были в том числе те, кто случайно попали в хадж. Была одна молодая пара — успешные бизнесмены, мусульмане, которые просто поехали посмотреть, как совершается хадж. Так вот, они уехали в хадж одними людьми, а приехали совершенно другими, духовно обогащенными.

Они увидели, как люди дружны во время хаджа. Увидели, что если кто-то потерял кошелек или у него украли деньги, что тоже бывает в святых местах, то ему сразу все предлагают помощь. Они увидели, что люди с разным уровнем материального достатка едят и молятся в одной палатке на горе Арафат. Когда ты совершаешь хадж, то чувствуешь, что здесь все иначе. Здесь все люди вместе. Здесь есть возможность подумать над духовными вопросами, ведь там еще постоянно лекции читают, рассказывают о вере, о смысле жизни. И люди меняются, таких случаев немало.

- Все ли совершают хадж с таким ощущением?

— Конечно, бывают те, кто едут, чтоб что-то купить или продать, либо просто как туристы. Но таких людей подавляющее меньшинство. В хадже это сильно чувствуется: даже если ты поехал с одним намерением, не будучи готовым, то там ты становишься совершенно другим человеком. Хадж — это единение. Оно особенно ощутимо во время семикратного обхода вокруг Каабы. Рядом с тобой может идти человек любой расы, культуры, возраста, с одной стороны может идти самый богатый человек в мире, а с другой — самый бедный. И ты между ними. У всех одна риторика: все славят Всевышнего. И все мы говорим на одном языке — на языке веры. Осознание этого дает большую силу и укрепляет.

Я уже не говорю о группах, участники которых становятся единой семьей. С тобой все готовы разделить печаль и радость, все готовы помочь. Я был руководителем группы из двухсот человек — она была как одна большая семья! После хаджа эти люди возвращаются и поддерживают между собой связь так близко, словно они ближе родственников. Я после хаджа слышал об этом от них неоднократно.

- Сколько в этом году в Мекке паломников из России? Исчерпана ли квота?

— С учетом того, что идет реконструкция мечети Аль-Харам и Саудовская Аравия снизила квоту всем странам на 20 %, наша квота, которая в последние годы была примерно на 20 600 мест, сократилась до 16 400. Как только реконструкция мечети закончится, власти обещали вновь увеличить квоту до 20 тысяч. Не исключаю, что в связи с увеличением вместительности мечети после реконструкции с одного до трех миллионов человек, количество квот увеличится.

Но в этом году мы столкнулись еще и с кризисом: курс доллара вырос, все необходимые выплаты для хаджа совершаются в долларовом эквиваленте, а зарплаты у нас, естественно, люди получают в рублях. Если в прошлом году можно было за 150 тысяч рублей полноценно совершить хадж, то сегодня цены начинаются от 250 тысяч рублей – это почти вдвое дороже, а где-то и больше: все зависит от туроператора. Число желающих совершить хадж сократилось, по нашим данным, где-то на 30%. Мы недобрали квоту: из 16,4 тысячи в этом году в хадж отправятся около 12 тысяч человек. Хотя раньше всегда был ажиотаж и всегда квот не хватало: в прошлом году за полтора месяца до отправления первых групп в Мекку уже не было мест. А в этом году, когда в хадж отправились первые группы, по квоте оставались неиспользованными 4 тысячи мест. Такое произошло впервые за 15 лет.

- А крымские мусульмане полностью выбрали свою квоту?

— Да, но им помогло правительство Крыма, которое оплатило 30% стоимости путевки. Оно вместе с российским Фондом поддержки исламской культуры и образования полностью взяло на себя оплату перелета, что снизило стоимость путевки с 3,2 тысячи до 2,7 тысячи долларов. Если в прошлом году из Крыма впервые поехало в Мекку 150 мусульман по квоте Совета муфтиев России, то в этом году для Крыма была выделена отдельная квота на 300 человек, но там оказалось чуть больше — 322 человека. Крым в этом году впервые в своей истории собрал такое большое количество людей в хадж. Если посмотреть на данные того периода, когда он был в составе Украины, то из крымских мусульман в паломничество уезжало максимум 70-80 человек.

- Могут ли официально трудоустроенные в нашей стране мигранты отправиться в хадж по российской квоте?

— К сожалению, нет. У нас очень много обращений по этому поводу. Но каждой стране квотируется определенное количество мест. Посольство Саудовской Аравии очень строго на этом стоит. Мы знаем, что в Узбекистане, Туркменистане, Киргизстане, Таджикистане, чьи квоты меньше, большие очереди и цена почти в два раза больше, чем в России. Поэтому многие хотят ехать через нас, но Саудовская Аравия дает квоту только для граждан РФ. Раньше, наверное, можно было, но сейчас, когда мы почти всегда, кроме этого года, перезаполняем квоту, приоритет дается гражданам России.

- Какие проблемы возникают сейчас при организации хаджа?

— В целом у нас выстроена слаженная работа. При правительстве есть Совет по хаджу, членом которого я являюсь. У нас есть туроператоры, которые себя зарекомендовали и которые создают все необходимые условия для наших паломников. Форс-мажоров, на наш взгляд, в этом году быть не должно. Мы уже выработали за более чем 15 лет определенную систему взаимодействия, все ошибки, проблемы были преодолены. Конечно, всегда могут возникнуть новые проблемы, но мы к этому готовы.

Были случаи, когда, например, не могли вылететь из Саудовской Аравии чартерные рейсы и властям субъектов России приходилось выделять свои самолеты, чтобы забрать паломников. Сейчас таких ошибок, естественно, не будет: все договоры заранее прорабатываются, со всеми занимающимися организацией хаджа структурами выстроены нормальные партнерские взаимоотношения.

В Саудовской Аравии есть специальное Министерство по делам хаджа, с которым мы ежегодно подписываем договор. Там нас принимают по протоколу, мы подписываем соглашение между Советом по хаджу, хадж-миссией России и Министерством по хаджу Саудовской Аравии и оговариваем все условия, которые должны быть выполнены с двух сторон.

Но надо понимать, что 70 лет у нас такой возможности не было. Для всех мусульман СССР давали квоту на 25 человек!

- А как организовывали хадж с 1991-го по 2000-й год?

— Когда мы получили свободу, потихонечку пошло увеличение: сначала тысяча, потом две, три четыре и так далее. Пика мы достигли, когда в год смогли отправлять 25 тысяч человек — это было в 2007-2008 годах. Надо понимать, что наши бабушки и дедушки, наши родители в советские годы не могли совершить хадж. А сейчас они, осознав всю важность хаджа, стремятся его совершить. Но в то же время сейчас едет большое количество молодежи, что очень радует.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала