Армен Оганесян, главный редактор журнала "Международная жизнь"
Сегодня приходится часто слышать: "Каким образом такое великое демократическое государство, как Соединенные Штаты Америки, и их не менее демократические союзники в Европе закрывают глаза на массовые преступления против гражданского населения в Донбассе?" На самом деле подобное отношение к событиям на Украине не случайность и имеет свою предысторию.
Сразу после окончания Второй мировой войны, желая, чтобы монопольно утвердившийся доллар правил миром, США бросили вызов отжившей свой век колониальной системе господства европейцев в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Рухнула Британская империя, а вслед за ней — более слабые "империи", протектораты, зависимые территории и колонии.
На раннем этапе краха старых колониальных отношений США и СССР стали едва ли не союзниками в некоторых важных аспектах идеологии деколонизации. Обе стороны не жалели красок для обличения тех многочисленных жертв и страданий, которые принесли народам колонизаторы и их пособники.
Казалось, наступает новая эра мирной экономической экспансии и всеобщей конкурентности, в которую вписывался и Советский Союз, провозгласивший принципы мирного сосуществования и экономического соревновании двух систем.
Франклин Рузвельт вслед за Вудро Вильсоном полагал, что идеалистические надежды на то, что универсальные демократические ценности, образец которых являют США, и вытекающее из них экономическое доминирование будут гармонично и, что самое главное, без насилия править миром, получив карт-бланш для сотворения нового мироустройства.
Реальность оказалась не просто прозаичней…
За исключением очень короткого послевоенного периода череда локальных войн стала уносить жизни сотни тысяч и даже миллионов человек.
Независимая исследовательская организация "Центр исследования глобализации" (Квебек, Канада) опубликовала статью известного американиста Си Джея Верлемана, в которой США обвиняются в отказе признать себя виновными в масштабных человеческих жертвах. По мнению автора, в этом повинна не только идеология по принципу "цель оправдывает средства", но и откровенная цензура, за которой — целая история занижения потерь среди гражданского населения и даже их полного сокрытия.
Если вы захотите узнать, сколько мирных жителей погибло во Вьетнаме и Камбодже в результате военных операций США, то ответ, как утверждает автор, зависит от того, кого вы спрашиваете. По официальным данным — около 2 млн. человек, однако независимые подсчеты неправительственных организаций приводят цифру в 4 млн. человек. При этом в официальной статистике вовсе не упоминается 500 тыс. человек, принявших медленную и мучительную смерть от последствий применений американского химического оружия.
Си Джей Верлеман напоминает о том, что президент Буш, отвечая на вопрос, сколько же погибло мирных иракцев в период с 2003 по 2010 год, назвал цифру в 30 тыс. человек. Но в ноябре 2004 года авторитетный британский медицинский журнал The Lancet провел исследование, которое показало, что более 100 тыс. иракцев погибли в результате насильственных действий.
По последним данным Пентагона, авиаудары по позициям ИГИЛ в Сирии привели к гибели двух детей. Новый доклад, подготовленный независимой организацией "Airwars", сообщает, что в результате воздушных ударов западной коалиции на Ближнем Востоке погиб 591 человек, и это лишь в 50 проверенных инцидентах.
Стоит ли удивляться тому, что западные страны заблокировали проект резолюции России в Совете Безопасности ООН, обязывающей провести детальное расследование о методах и характерах подобных операций в Ливии.
По мнению Верлемана, безразличие Америки к смертям и страданиям иностранных "дикарей" заложено в американскую систему образования. Из 58 учебников, выпущенных США, в которых упоминается об атомных бомбардировках Японии, только 42 рассказывают о гражданских жертвах в Хиросиме, и 18 — о жертвах в Нагасаки. Многие учебники приводят существенно заниженное число жертв по сравнению с данными ООН.
Эти обстоятельства заставили беллетриста и писателя-историка Сьюзен Саутард написать книгу "Нагасаки: жизнь после ядерной войны". Материалы для своей книги она собирала на протяжении более десяти лет — брала развернутые интервью у людей, переживших ядерную атаку. По свидетельству писательницы, ужасы последствий бомбардировки были скрыты американской военной цензурой. Было отказано даже в публикации результатов научных исследований лучевой болезни, что осложняло правильное лечение больных и умирающих.
Запрет на "ядерное досье" был снят только в 1950-х годах. Самое удивительное то, что, как пишет рецензент журнала The Economist, "к тому времени те жертвы бомбардировок, которые не умерли от лучевой болезни, находились многие годы без государственной поддержки. Их ужасающие травмы и симптомы часто не учитывались системой национального медицинского страхования. Их уродства привели к длительному издевательству в школе и социальной изоляции".
Си Джей Верлеман предлагает читателям провести свой опрос. "Если вы в чате с американцами, спросите их, сколько гражданских лиц было убито во Вьетнаме, Хиросиме, Нагасаки, Ираке, Сирии, Панаме, Кубе, Никарагуа, Корее и так далее. Американцы либо не знают, либо уходят от ответа".
Стоит ли удивляться, что подобный подход делает американских политиков и значительную часть американцев невосприимчивыми к тем жертвам среди мирных жителей далекого Донбасса? К тому же ведь все должно происходить гармонично и "бескровно", когда отстаиваются "общечеловеческие" демократические ценности, которые в идеальном мире исключают кровь и страдания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции