Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day), девиз которого — "Город как пространство для людей, пространство для жизни".
День без автомобиля — символическая акция международного уровня, призванная напомнить обществу о вреде чрезмерной автомобилизации для природы и человека, а также показать возможные альтернативы этому транспортному средству.
Впервые День без автомобиля был проведен в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. Отдельные акции отказа от автомобилей в разных странах Европы продолжались следующие два с половиной десятка лет — до 1997 года, когда первую общенациональную акцию провела Великобритания.
В 1998 году впервые акция "День без автомобиля" прошла во Франции. Тогда в мероприятии участвовали всего около двух десятков городов. К 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде. С 2002 года под эгидой Еврокомиссии ежегодно с 16 по 22 сентября проходит Европейская неделя мобильности (The European Mobility Week), кульминацией которого является "День без автомобиля".
В ряде городов принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско (США). Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло.
По приблизительным оценкам, в акции "День без автомобиля" каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.
В России первыми инициативу проведения Дня без автомобиля поддержали Белгород — в 2005 году, Нижний Новгород — в 2006 году.
В Москве акция проводится с 2008 года.
По данным столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, если Москва хотя бы на один день откажется от машин, вредных выбросов в атмосферу станет на 2,7 тысячи тонн меньше.
В 2009 году к акции присоединился Калининград.
В 2010 году мероприятия в честь Дня без автомобиля впервые организовали сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местные власти в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите, Тамбове, Курске, Казани, Самаре и десятках других городов.
В 2013 году в преддверии Всемирного дня без автомобиля российские велосипедисты провели Неделю повышенной экологической мобильности в более чем трех десятках городов страны. Неделя стала аналогом европейской недели Mobility Week и направлена на продвижение идей экологического вида транспорта и экологии в целом.
В Москве традиционно в этот день вдвое снижается стоимость проезда в городском общественном транспорте, а столичные власти призывают автомобилистов отказаться от личного автотранспорта и пересесть на общественный.
Между тем, экологи отмечают, что акция в Москве не так популярна, как в других городах мира, а эксперты по дорожным заторам утверждают, что заметных транспортных улучшений в этот день еще ни разу не отмечалось.
В 2014 году москвичи вновь проигнорировали Всемирный день без автомобиля, уровень загруженности на дорогах остался на уровне рабочего дня.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников