Международный Комитет Красного Креста в ближайшее время намерен увеличить бюджет на проведение своих операций по всему миру. О том, какая сумма необходима организации для продолжения деятельности, с какими инициативами МККК намерен выступить на полях Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке и настало ли время созывать крупную международную конференцию для решения проблемы беженцев по всему миру, в интервью руководителю представительства "Россия сегодня" в Швейцарии Елизавете Исаковой рассказал президент Международного Комитета Красного Креста Питер Маурер.
— Господин Маурер, с какой программой вы едете на 70-е заседание Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке?
— Это особое мероприятие во многих отношениях, это 70-летний юбилей Организации Объединенных Наций. Даже если я представляю движение, находящееся вне ООН, у нас много точек соприкосновения с ООН. С этой позиции для меня это также возможность поддержать наше взаимодействие и подумать над будущим сотрудничеством между Движением Красного Креста и Красного Полумесяца и ООН.
Еще это очень важно из-за целей устойчивого развития, которые были одобрены на открытии конференции в Нью-Йорке, и из-за подготовки 32-й конференции Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которая состоится в декабре в Женеве, а также Мирового гуманитарного саммита, который пройдет в мае следующего года. И моя программа в Нью-Йорке в большей степени сконцентрируется на вклад МККК и Движения Красного Креста и Красного Полумесяца в стабилизацию общества в логике целей устойчивого развития. Я также намерен обсудить то, как Международное Движение Красного Креста, МККК и система ООН реагируют сегодня на возникающие гуманитарные кризисы. Это основные вопросы.
Кроме того, у меня запланировано много тематических встреч, посвященных ситуациям в отдельных странах, многие из которых находятся в регионах, где МККК проводит большие операции. Будет встреча по Южному Судану, по Сирии, по Йемену. И во время этих встреч у меня будет возможность поделиться видением МККК на ситуацию.
Я также приму участие во встрече, посвященной сексуальному насилию. Эта тема является одним из приоритетов работы МККК. Будут и другие встречи с моим участием. К примеру, мы проведем встречу с делегацией Кувейта по объединению на основе принципов гуманизма.
Вы знаете, что Движение Красного Креста имеет семь принципов. И самый важный из них — это принцип гуманизма. Сталкиваясь с вызовами сегодняшнего мира и сегодняшними конфликтами, мы хотим, чтобы как можно большее количество государств вновь подтвердили свою приверженность принципу гуманизма, который является краеугольным камнем всего Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
— Вы собираетесь встречаться с представителями России и Украины?
— У меня пока нет деталей моей программы в Нью-Йорке, но я бы этого очень хотел. Я надеюсь встретиться с министрами иностранных дел России и Украины. Возможно, просто пожать руки или провести краткую беседу. Но, определенно, на полях сессии будут возможности для неформальных контактов, и мы, конечно же, хотели бы встретиться с двумя ключевыми игроками украинского кризиса.
— Но какой-то определенной даты таких переговоров пока не назначено?
— На данный момент нет. У меня в очереди очень много встреч, и программа будет еще несколько раз меняться.
— Какова позиция МККК по гуманитарному кризису в Европе, который стал сегодня крупнейшей гуманитарной проблемой. Будет ли он основной темой предстоящей в декабре конференции Движения Красного Креста в Женеве?
— Вначале я бы согласился с вами, что кризис перемещения людей является общемировой гуманитарной проблемой, с которой мы столкнулись. Но я бы поспорил с тем, что так называемый миграционный кризис в Европе является крупнейшей гуманитарной проблемой. Потому что, как вы знаете, гораздо большее количество людей вынуждены переселяться в Африке, в Азии, в других частях света.
Большинство из перемещенных переселяются внутри своих стран и являются внутренними переселенцами, а не беженцами. Многие из перемещенных становятся беженцами в соседних странах, и только лишь относительно малое количество людей направляются к границам Европы. Так что надо сохранять пропорции.
Происходящие сегодня кризисы оказывают сильное влияние на гуманитарную ситуацию. Это привело к переселению исключительного количества людей со времен Второй мировой войны. Но не все эти люди сейчас стоят на европейских границах. Миграционная проблема затронула многие государства, соседствующие со странами, находящимися в конфликтной ситуации, — Турцию, Ливан, Сирию. Россия также ощутила ее на себе, приняв переселенцев из Украины. И Украина — с переселениями из Донбасса. Есть еще много мест на Земле, где происходит переселение людей.
Я слегка удивлен, что до сих пор не видел большой глобальной озабоченности этой проблемой. Кризисные ситуации находятся на повестке дня ООН, и это тема, которая заботит МККК. Но мы лишь можем подбадривать правительства и страны фокусировать внимание на причинах этого кризиса, предпринимать больше усилий для помощи ллюдям, где бы они ни находились, не скупясь принимать население, которое вынуждают перемещаться. Так что это действительно тема, которая нас волнует.
— Будет ли эта тема важной в вашей программе на ГА ООН? Вы будете поднимать этот вопрос?
— Это будет тема, которую я подниму в ходе визита в Нью-Йорк. Но я опять же хочу подчеркнуть, что был удивлен, что на сегодняшний момент пока не было никакого специального формата или мероприятия, созданного в рамках ООН для объединения ключевых игроков для обсуждения этого кризиса. Но это все еще может произойти, у нас есть пара дней.
— Вы думаете, сейчас настало время провести такую встречу для выхода из миграционного кризиса в Европе?
— Это должны решать государства. МККК заявило, что нам необходимо тесное сотрудничество между руководствами стран, по которым идут мигранты, взаимодействие между правительствами и Движением Красного Креста и Красного Полумесяца, МККК, другими неправительственными организациями с тем, чтобы отреагировать на уязвимость людей, которые мигрируют.
Рано или поздно у нас будет больше международного сотрудничества и меньше защитных сооружений на границах. Но я не могу предсказать, появится ли в ближайшие дни идея с предложением провести международную конференцию по проблемам миграции в глобальном формате. Я думаю, на сегодняшний момент большинство игроков заняты определением стратегии действия конкретно для своих регионов. В том числе в Европе именно так и происходит.
— Будет ли это темой Международной конференции Красного Креста в декабре?
— Да, это будет очень важной темой в программе Международной конференции в декабре.
— Я знаю, что в ближайшем будущем МККК планирует увеличить свой бюджет. Не могли бы вы подробнее рассказать, на какие программы будет выделено больше средств? Будет ли это Украина, или Сирия, или другая страна?
— Неудивительно, что наш бюджет уже значительно увеличился. В настоящий момент я стараюсь в основном обеспечить щедрое финансирование МККК, чтобы мы могли действительно выполнять программы, которые мы предложили в начале года международному сообществу. Я надеюсь использовать мое пребывание на полях Генеральной ассамблеи, чтобы обратить внимание на необходимость проявления большей щедрости со стороны доноров в финансировании наших операций.
Если вы посмотрите на наши предложения по финансированию, то там есть пара регионов, бюджет которых значительно вырос за последний год. Это центральная Африка в районе Чада. Мы увеличили свои операции на Ближнем Востоке — в Сирии, Ираке, Йемене. На Украине тоже, но на данный момент наши усилия там сфокусированы на поиске достаточных ресурсов для реализации этих программ.
— И диверсификации помощи на Украине…
— Да.
— Если говорить о деньгах, сколько вам необходимо еще для реализации программ?
— Мы думаем, что на данный момент, если говорить глобально, у нас будут возможности реализовать программы на 150 миллионов швейцарских франков (около 157 миллионов долларов). Это краткосрочные проекты. Чем больше мы получим, тем больше мы сможем реализовать и с меньшим дефицитом прийти к концу года. Так что я надеюсь, что мы сможем мобилизовать больше ресурсов, в том числе из России.
— Как вы оцениваете гуманитарную ситуацию на Украине? Я не могу не задать этот вопрос, так как он важен для нас.
— Да, это важно и для нас тоже. Как всегда в конфликтных ситуациях наша первая озабоченность касается возможности размещения наших операций на основе консенсусных решений сторон конфликта. Вы в курсе, что у нас сейчас есть ряд проблем в таком размещении. И я надеюсь, что эти проблемы и связанные с ними ограничения в регионе Донбасса вскоре исчезнут и МККК вернется к полноценным операциям.
У меня нет новых данных или анализа и перспектив, которыми я мог бы поделиться, но мы продолжаем наши операции на Украине. И мы хотим их продолжать и вернуться к полноценному функционированию в ближайшие дни.