Калужская область расположена всего в 60 километрах от Москвы, в которой функционируют три крупнейших аэропорта страны. Однако это не помешало региональным властям заняться развитием собственной авиатранспортной инфраструктуры. На миллион человек населения области здесь с середины июня года начал работать аэропорт Калуга (ранее Грабцево). О планах его развития в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Старикову рассказал генеральный директор АО "Международный аэропорт Калуга" Салават Кутушев.
— Почему Калужская область заинтересовалась авиацией?
— Для меня было вообще странным, что этого не происходило ранее. Например, на немецкой земле Баден-Вюртемберг перевозки пассажиров выполняются из трех коммерческих аэропортов, расстояние между которыми 200 километров. В то же время в нашей области долгое время отсутствовала инфраструктура воздушных перевозок. Как говорится, 2,5 километра дороги практически никуда не приводят, а 2,5 километра взлетно-посадочной полосы позволяют открыть мир. С момента открытия в середине июня аэропорт Калуга уже обслужил около 4 тысяч пассажиров внутренних воздушных линий. Для аэропорта, который работает всего два месяца, согласитесь, это неплохой результат. До конца 2015 года мы планируем обслужить порядка 30 тысяч пассажиров.
— Сколько в 2016 году планируете обслужить пассажиров?
— Более 100 тысяч, в том числе на международных воздушных линиях не менее 60 тысяч.
— Какие авиакомпании хотят летать? Вы указываете, что будет 15 международных направлений?
— Наша особенность заключается в том, что мы начали коммерческую эксплуатацию аэропорта в период летней навигации 2015 года, к которому все авиакомпании уже сформировали свои производственные планы. Мы провели анализ запросов на перевозки всех крупных представителей бизнеса. Например, у Volkswagen есть спрос на перевозки своего персонала в три аэропорта Германии: Брауншвейг, Мюнхен, Дюссельдорф. Работники Volkswagen будут вылетать в пятницу и возвращаться в понедельник утром. Это гарантированные пассажиры для аэропорта "Калуга". В то же время, продавая билеты на эти рейсы, мы будем обеспечивать их дозагрузку. Для населения Калужской области эти рейсы можно рассматривать как туры выходного дня в Европу. О выполнении этих рейсов мы ведем переговоры с Air Berlin и Germania.
Кроме того, у калужан есть спрос на традиционные курорты Египта, Турции, ОАЭ. Сейчас в Калужской области начинает развиваться австрийский бизнес, а это рейс в Вену. Турки готовы начать выполнение рейсов в аэропорт Калуга. Они приезжали к нам на открытие аэропорта. Мы подали заявку в авиакомпанию Turkish Airlines, и они готовы включить нас в программу перевозок осенней навигации 2015 года. Turkish Airlines обеспечивает отличные стыковки рейсов в аэропортах Турции по воздушным линиям мира.
На внутренних воздушных линиях в ближайшее время выполнение регулярных рейсов из Калуги в аэропорты городов Казань, Нижний Новгород начнут авиакомпании "Комиавиатранс", Dexter и ряд других региональных компаний.
— Для чего заказчику рейса отдавать вам право продавать билеты? В чем выгода Volkswagen?
— Загрузка их рейсов всего 50%. Для перевозчика это возможность заработать дополнительные деньги, а для нас возможность создать условия для снижения стоимости билета. Volkswagen получает бонус. Они не возражают. Учитывая, что у компании происходит снижение производства автомобилей, то из России воздушные суда вылетают полупустыми. Самолет меньшей пассажировместимости на эти рейсы они не могут поставить в связи с необходимостью обеспечения беспосадочной дальности полета. Мы ведем переговоры о выполнении трех чартерных рейсов в неделю — двух гарантированных и третьего для свободной продажи.
— А есть туристическое агентство, которое готово продавать билеты на эти чартеры? Не вы же этим будете заниматься?
— Мы сейчас эту тему прорабатываем. Под руководством губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова была проведена встреча с крупнейшими туроператорами России. В ней участвовали "Тез Тур", "Коралл", "Интурист". Все они готовы участвовать в проекте, так как в радиусе 300 километров от Калуги отсутствуют другие международные аэропорты, обеспечивающие коммерческую эксплуатацию среднемагистральных воздушных судов. Мы подсчитали население близлежащих Тульской, Орловской, Брянской и Смоленской областей и получили порядка 4,47 миллиона. При минимальных величинах коэффициентов авиационной подвижности потенциальный спрос на перевозки из международного аэропорта "Калуга" оценивается в 520-600 тысяч пассажиров в год. Пусть это будет 500 тысяч, порог рентабельности аэропорта достигается при годовом объеме обслуживаемых пассажиров в 400 тысяч пассажиров. Максимально в существующем аэровокзале мы можем обслужить 130-150 тысяч пассажиров. Необходимо принятие решений, направленных на увеличение его пропускной способности.
— Это строительство нового здания аэровокзала?
— Да. Возможность строительства нового терминала проектом предусмотрена.
— Будут ли рядом с терминалом места для парковок автомобилей и какой будет тариф?
— Мы готовы предоставлять места стоянок. За все время стоянки независимо от продолжительности 100 рублей. Естественно, будет введено ограничение по продолжительности времени стоянки.
— Ранее вы занимались продвижением проекта реконструкции аэродрома "Ермолино" с организацией на нем гражданского аэропорта. Сейчас проект остается в работе?
— Да, проект живой и двигается вперед. Первый этап развития этого аэропорта спланирован с учетом близости крупного мультимодального логистического центра Cargo Village. Единственная компонента, которая в нем отсутствует, это грузовые авиационные перевозки. На втором этапе развития генерального плана аэропорта предполагается создание главного объекта инфраструктуры пассажирских перевозок — аэровокзального комплекса.
— Авиакомпания "Ютэйр", которая позиционировала себя как базовый перевозчик аэропорта Ермолино, вышла из проекта окончательно?
— Нет, временно приостановила участие в нем до выхода из кризиса. На этапе генерального планирования было решено, что авиакомпания оплатит работу проектной группы, разработку бизнес-плана и финансово-экономической модели функционирования аэропорта Ермолино для того, чтобы будущий стратегический инвестор мог бы определиться со своим участием в проекте. После реализации проекта авиакомпания "Ютэйр" должна была остаться базовым перевозчиком.
— Сейчас собирается ли "Ютэйр" выполнять рейсы из Грабцево?
— Есть планы, ведем переговоры, в зимнюю навигацию планируем привлечь для выполнения перевозок. Учитывая ее статус международной авиакомпании, она может начать выполнение рейсов по всей структуре воздушных линий нашего аэропорта.
— Может ли международный аэропорт Калуга претендовать на включение его в межправительственные соглашения о воздушном сообщении?
— Да, конечно. Все международные аэропорты так поступают. Есть прекрасный пример аэропорта Уфа, который был включен в межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Израилем и откуда авиакомпания "Ютэйр" выполняла очень популярный рейс в Тель-Авив.
Преимуществом нашего аэропорта является то, что он не входит в структуру Московского авиационного узла и распределение временных интервалов прилета и вылета воздушных судов (слотов) нами производится самостоятельно. Не надо запрашивать разрешения у всех трех аэропортов летать, а они, например, заявляют: нет проблем, но только ночью, когда это никому не нужно. Мы сами определяем удобное для пассажиров и авиакомпаний время. Более того, воздушные суда от нас уходят сразу на запад — до границы РФ минут 30 полета. Минское направление очень перспективное. На Минск есть запросы. Мы планируем ближайшей осенью открытие воздушной линии Калуга-Минск.
— От кого запросы?
— От пассажиров. Мы проводим онлайн-голосование на сайте о том, куда хотели бы летать пассажиры. Вы не поверите, куда они захотели лететь. Например, совершенно неожиданно для нас в Калининград. Мы даже не рассчитывали на Калининград.
— То есть рейсы, которые сейчас открылись, были открыты с учетом пожеланий пассажиров?
— Нет, сейчас мы открывали все, что смогли с учетом имеющихся ограничений со стороны авиаперевозчиков, о которых я говорил ранее. Но в будущем будем открывать их с учетом пожеланий пассажиров и с учетом коммерческих интересов авиакомпаний. Есть авиакомпании, которые готовы даже сейчас нести риски, летать по некоторым направлениям, а есть те, которые пользуются субсидиями и заявляют: если дадите субсидии, то полетим хоть куда. И здесь есть предмет для переговоров.
— Какие воздушные линии аэропорта "Калуга" подпадают под действие постановления о субсидировании региональных перевозок?
— Авиакомпания "Комиавиатранс" уже получила субсидию на выполнение перевозок на линии Калуга — Санкт-Петербург. Цена билета для пассажира 2,6 тысячи рублей в одну сторону. Сегодня фактическая глубина продаж на данный рейс составляет более 30 суток.
Когда мы начинали, понимали, что будет много скептиков, которые будут говорить, что все не так, а потом пассажир сам проголосует своим кошельком, ему уже не надо будет ничего доказывать. Да, понятно, что когда сформируются значительные потоки воздушных судов, мы столкнемся с определенными проблемами.
Реконструкция аэропорта и запуск его в коммерческую эксплуатацию были осуществлены при минимальных капиталовложениях в аэровокзальный комплекс. В то же время мы построили на сегодняшний день единственную в стране взлетно-посадочную полосу с покрытием из щебеночно-мастичного асфальтобетона с полимерными добавками, повышающими трещиностойкость покрытия. ВПП оснащена комплексом современного радиотехнического и светосигнального оборудования, обеспечивающего эксплуатацию аэропорта воздушными судами типа А319, Boeing 737-500 и классом ниже без ограничений по максимальной взлетной массе и по метеоминимуму I категории посадки ИКАО, что позволяет нам конкурировать с аэропортом Нижний Новгород в качестве запасного для аэропортов Московского аэроузла. От Калуги пассажирам значительно удобнее добираться до Москвы, чем от того же Нижнего Новгорода. В настоящее время прорабатываем вариант удлинения и усиления ВПП для эксплуатации воздушных судов типа А320, Boeing 737-800, Boeing 767 и других.
— Перрон же может быть расширен?
— Да, мы уже запланировали проектные работы по расширению перрона до 20 стоянок. Для воздушных судов МЧС, вертолетов и бизнес-авиации будет отдельная площадка, чтобы иметь возможность подвозить пассажиров, не мешая основному потоку.
— Для бизнес-авиации…
— У нас построен ангар для бизнес-джетов, уже есть заявки на хранение. Учитывая размер арендной платы ангара в московских и подмосковных аэропортах, владельцы воздушных судов вынуждены хранить свои самолеты в европейских и прибалтийских аэропортах. Мы готовы предоставить максимально выгодные условия, в несколько раз дешевле, чем в аэропортах московского аэроузла, с включением в цену стоянки и хранения бизнес-джета доставки пассажира вертолетом, чтобы никто не думал, как добираться до аэропорта Калуга, где стоит самолет. Есть вертолетные компании, которые готовы выполнять такую услугу за определенную гарантированную оплату годового абонемента. От Москвы всего 35-40 минут полета, и никакой зоны ожидания.
— А у вас есть зал для обслуживания пассажиров бизнес-класса?
— У нас нет отдельного бизнес-зала. Все пассажиры бизнес-класса будут обслуживаться в зале официальных лиц и делегаций. В нашем аэропорту есть все, пусть маленькое, но свое. И будет свой маленький дьюти-фри.
— С кем ведете переговоры?
— С операторами, представленными на российском рынке.
— Где вы учите персонал для аэропорта?
— В институтах повышения квалификации при Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации и Московском государственном техническом университете гражданской авиации. Что касается подготовки специалистов по авиационной безопасности, то в московском АО "АэроМАШ — Авиационная Безопасность". Кого-то из специалистов привозим в аэропорт Калуга для обучения на установленном стационарном оборудовании, на котором персоналу и придется дальше работать.
— Многие пассажиры обращают внимание на качество сервиса?
— Культуры обслуживания пассажиров воздушного транспорта в Калуге не было, и нам приходится выстраивать ее с нуля. Качество и уровень обслуживания в аэропортах России долгие годы вообще не повышались, и сейчас иногда очень тяжело возвращаться из аэропортов Европы в российские аэропорты. Особенно тяжело, когда ты сам понимаешь все технологические процессы обслуживания пассажиров изнутри.
— У вас будет смешение внутреннего и международного пассажиропотоков?
— Аэропорт обслуживает либо внутренний рейс, либо международный. Мы будем таким образом формировать слоты, что у нас не будут смешиваться потоки прилетающих и вылетающих пассажиров. Расписание будет составлено таким образом, чтобы было не более десяти рейсов в сутки, что позволит нам разделить потоки на прилет/вылет и рейсы на международный/внутренний. Это так называемая реверсивная система работы. Кабинки паспортного контроля также будут реверсивными — либо на вылет, либо на прилет. Такая система существует во многих VIP-терминалах. Для незапланированных случаев есть системы переносного паспортного контроля.
— Когда вы сможете принять решение о строительстве нового терминала?
— Окончательно решение будет принято в конце 2016 года, когда фактический годовой объем перевозок пассажиров составит около 100 тысяч. В существующем аэровокзале мы сможем обслуживать не более 130-150 тысяч пассажиров в год.
— Кто сейчас владеет аэропортом?
— 100% акций принадлежит министерству экономического развития Калужской области.
— Будет ли ваш собственник рассматривать предложения от инвесторов в случае интереса к аэропорту?
— Насколько мне известно, если будут достойные предложения, они могут быть рассмотрены. Понятно, что продаваться будет не контрольный пакет, а какое-то количество акций, но это будет связано с тем, какие условия будут предложены.
— Как будет развиваться транспортная доступность аэропорта? Планируется ли железнодорожное сообщение?
— Железнодорожное сообщение пока не планируется. Анонсированы программы бесплатных автобусов-шаттлов из окружающих областей в аэропорт — цена проезда будет входить в стоимость билета. Будет организована доставка за 1,5 часа именно под рейсы. Таким образом, мы сможем реализовать программы лояльности пассажиров. По этому же поводу будем вести переговоры и с авиакомпаниями, потому что наличие транспортной доступности и для них влияет на лояльность пассажиров. С автобусных и железнодорожных вокзалов города Калуги также будут ходить бесплатные шаттлы.
— Какие неавиационные доходы могут быть у аэропорта?
— Немного, честно говоря. Дьюти-фри, аренда площадей в аэропорту, рекламные поверхности.
— Почему аэропорт так интересует дешевизна билетов?
— Простой ответ на сложный вопрос — мы хотим привлечь пассажира и мы готовы делить риски с авиакомпаниями. Это и правильно для любого аэропорта, который намерен активно развиваться. Аэропорт готов минимизировать свою прибыль ради привлечения пассажиров, так как увеличение объемов перевозок пассажиров в долгосрочной перспективе обеспечит больший объем прибыли, чем увеличение цен в краткосрочном периоде. В настоящее время ставки сборов и тарифы на наземное обслуживание авиакомпаний в международном аэропорту "Калуга" ниже, чем в большинстве аэропортов Центрального федерального округа.