МОСКВА, 3 сен – РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что вопрос о "правомерности" человеческих страданий в созданном Богом мире разрешается не путем каких-то логических объяснений, а, прежде всего, благодаря личному духовному опыту верующих и "в перспективе вечности".
Одна из участниц Пятого общецерковного съезда по социальному служению, в котором в четверг принял участие глава Русской церкви, обратила внимание на то, что часто, помогая нуждающимся, приходиться видеть вокруг себя очень много боли, страданий и горя, и "для неверующих бывает сложно понять, зачем это все попускается свыше".
"Тема человеческого страдания является камнем преткновения для очень многих на пути к Богу, потому что часто на пути к Богу мы отыскиваем интеллектуальные ответы на наши вопросы. Почему этих вопросов нет у глубоко верующего человека? Ведь он тоже из плоти, из крови, у него тоже нервная система, он ведь тоже наблюдает страдания, в том числе, часто — страдания и своих собственных детей, и своих ближних", — сказал патриарх.
По его словам, у верующего "нет кризиса веры при соприкосновении со страданием, потому что у него есть реальный опыт общения с Богом".
"Вот этот реальный опыт и является доказательством Божьего присутствия в жизни. Этот опыт общения с Богом, в первую очередь, — через молитву. Когда мы получаем ответ на нашу молитву, — а мы получаем ответы на нашу молитву, — это нас укрепляет. Человек, который не молится и который просто говорит: "Я не могу понять, почему этот ребенок страдает, — значит, Бога нет", - такому человеку очень часто невозможно ничего объяснить", — заметил глава РПЦ.
При этом "нередко эти люди, проходя через свои собственные страдания, соприкасаются с Божьим присутствием и становятся глубоко верующими людьми", добавил патриарх.
Размышляя о теме человеческих страданий, первосвятитель также отметил, что "Бог же не создал мир, который работает как будильник заведенный", но "создал мир на основе определенных законов". "И этот мир существует с высокой степенью автономности от Бога. Ведь не Бог водит по орбитам планеты и звезды, и галактики, — заложены законы. Заложена определенная программа развития, существования Вселенной. И Бог присутствует в нашей жизни настолько, насколько мы этого хотим, — вот в чем религиозный феномен", — продолжил патриарх.
По его словам, все, что происходит в мире, происходит на основе существующих законов, в том числе различные катаклизмы и человеческие страдания, и если смотреть на мир "только в рамках физического бытия", то, как отметил первоиерарх РПЦ, ничего понять в нем нельзя.
"Материалистическая картина мира абсолютно нелогична, потому что она исключает из жизни самое главное – перспективу вечности. И все эти проблемы, связанные с человеческим страданием, решаются в этой перспективе вечности. Поэтому для меня гораздо логичнее быть верующим человеком, признавать факт Божьего присутствия, одновременно признавать высочайшую степень человеческой автономии от Бога, — потому что сам Бог пожелал, чтобы мы были автономны, и эту автономность мы нарушаем только молитвой, — чем верить в то, что все вот так механически существует само по себе, и со смертью человека все прекращается", — заключил патриарх.