Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине имеет в целом хороший уровень сотрудничества как с официальным Киевом, так и с властями самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Об этом, а также о том, что мешает наблюдателям ОБСЕ следить за ситуацией во всех подведомственных им регионах Украины, о налаживании контактов с местным населением на Донбассе и в самых горячих точках Донбасса в интервью корреспонденту РИА Новости Олесе Потаповой рассказал замглавы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг.
— С чем вы связываете массовое недовольство местных жителей работой миссии в Луганске и Донецке?
— Было бы неправильно с моей стороны говорить от имени людей, живущих здесь. Тем не менее мы понимаем их гнев и разочарование, ведь СММ, как крупнейшая международная организация, которая присутствует на Донбассе уже достаточно давно, находится в центре внимания общественности. Мы общались с некоторыми из организаторов протестов, которые проводились перед нашим офисом в июле и августе, и приняли участие в нескольких очень конструктивных дискуссиях. Для нас это стало возможностью улучшить взаимопонимание с местными жителями и объяснить цель СММ, ее задачи и, самое главное, то, что именно мы можем сделать и что нет. Например, мы не проводим расследования, но сообщаем о фактах, мы не предоставляем гуманитарную помощь, но стараемся сделать возможной ее доставку, мы не можем заставить стороны прекратить обстрелы и отвести тяжелое вооружение — они должны сделать это сами. Мы наблюдаем и сообщаем о соблюдении договоренностей мировому сообществу.
— Почему некоторые факты обстрелов территорий самопровозглашенных ЛНР и ДНР не попадают в отчеты СММ ОБСЕ?
— Мы получаем информацию о нарушениях режима прекращения огня из множества различных источников — через совместный центр по контролю и координации и от частных лиц. Эта информация часто противоречива и непоследовательна. Мы стараемся найти факты, подтверждающие, что произошло на самом деле. Когда мы получаем сообщения о нарушениях режима прекращения огня, мы стараемся сразу посетить эти районы. К сожалению, мы не всегда можем добраться до всех мест, которые хотим посетить. Иногда нас не пропускают командиры, которые не хотят, чтобы мы оказались на позициях и зафиксировали там тяжелое вооружение, которое не должно там находиться. В некоторых случаях мы не можем добраться до запланированного участка из соображений безопасности, например в связи с активными боевыми действиями, возможным наличием мин, неразорвавшихся боеприпасов и взрывоопасных предметов на указанной территории. Особенно сложно добраться до мест вблизи линии разграничения. При подобных обстоятельствах невозможно подтвердить полученную информацию, и, следовательно, внести указанные факты нарушений в отчеты миссии.
— Может ли как-то СММ ОБСЕ напрямую повлиять на прекращение военного конфликта на Донбассе?
— Как я уже говорил, только сами стороны конфликта могут прекратить боевые действия. Они достигли определенных договоренностей по комплексу мер по выполнению минских соглашений, согласно которому вступает в силу незамедлительное и полное прекращение огня, отвод тяжелого вооружения. Для СММ ОБСЕ стороны, в свою очередь, обеспечивают возможность проведения эффективного мониторинга и верификации. Поэтому СММ ОБСЕ играет ключевую роль в этом процессе, и важно отметить, что это единственная организация такого рода, которая постоянно присутствует на этой территории и наблюдает за соблюдением минских договоренностей, обладающая необходимым авторитетом в мире. Прежде всего стороны должны продемонстрировать готовность выполнить свои обещания и сотрудничать с СММ, если они хотят иметь систему контроля, которой можно доверять и которая будет способствовать деэскалации конфликта.
— Как работают наблюдатели СММ ОБСЕ в Луганском и Донецком офисе?
— В настоящее время в офисе СММ в Луганске работает 89 международных наблюдателей и около 15 сотрудников из Украины.
Наши иностранные сотрудники представляют 30 различных стран в Луганском офисе: Швейцария, Хорватия, Босния и Герцеговина, Норвегия, Ирландия, Российская Федерация, США, Румыния, Германия, Кыргызстан, Великобритания, Польша, Молдова, Италия, Греция, Болгария, Венгрия, Индия, Чешская Республика, Австрия, Финляндия, Франция, Португалия, Канада, Швеция, Казахстан, Испания, Латвия, Дания, Монголия.
Ежедневно наблюдатели миссии выезжают на патрулирование. За каждым патрулем закреплен соответствующий район, там они знакомятся с территорией и налаживают контакты с людьми. Каждый патруль работает в соответствии с еженедельным графиком патрулирования. Однако эти планы могут меняться и подлежат окончательному утверждению каждое утро. Сначала мы изучаем сводки за прошедшую ночь о нарушениях режима прекращения огня и других инцидентах. В планы часто вносятся изменения, хотя мы знаем, где находятся основные горячие точки и наши планы сосредоточены именно на работе в этих районах. Также мы анализируем отдельные отчеты каждого наблюдателя, ведь нашим мандатом нам поручено устанавливать и сообщать факты, реагируя на конкретные инциденты и сообщения о них, в том числе в отношении предполагаемых нарушений основополагающих принципов и обязательств ОБСЕ.
— Помимо нарушений режима тишины какие еще факты попадают в отчеты миссии?
— СММ отчитывается по всем вопросам в рамках компетенции миссии. А именно, о сообщениях о нарушениях основных принципов и обязательств ОБСЕ, соблюдениях прав человека и основных свобод, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Мы также сообщаем о фактах ограничения свободы нашего передвижения и других препятствиях, которые мешают нам выполнять ежедневные задачи. В наших ежедневных и тематических отчетах мы подробно излагаем информацию по гуманитарным вопросам. Примером последнего является отчет о защите гражданского населения и свободе передвижения в Донецкой и Луганской областях.
— Недавно состоялась встреча наблюдателей СММ с представителями молодежных организаций в Луганске. Довольны ли вы результатами встречи? Обработаны ли данные об обстрелах, переданные молодежными организациями наблюдателям ОБСЕ? Будут ли они включены в отчеты миссии?
— Эта встреча была конструктивной. Я надеюсь, что она положит начало процессу, с помощью которого мы сможем найти общий язык с людьми всех возрастов во всем регионе. Мы хотим услышать их мнения и прислушиваться к их критике. Мы проделали работу с документами, предоставленными нам, и обеспечили обратную связь с заинтересованными молодежными организациями.
Большинство данных нарушений режима прекращения огня, которые нам предоставили, к сожалению, были устаревшими и, следовательно, их не получится включить в отчёты. Тем не менее, мы проанализировали, как мы можем сделать нашу отчетность более эффективной и прозрачной. В результате, мы сделали так, чтобы наши ежедневные отчеты и таблицы нарушений режима прекращения огня появлялись на сайте более оперативно на русском и украинском языках, и были доступны для всех. Мы постарались сделать так, чтобы нашим сайтом легко могла пользоваться неанглоязычная аудитория.
— По данным миссии какая сейчас обстановка в ЛНР и ДНР. На каких участках фиксируются нарушения минских договоренностей?
— Наши ежедневные отчеты содержат таблицы о нарушениях режима прекращения огня обеими сторонами на линии разграничения.
В отчетах также отмечаются так называемые горячие точки, в которых зафиксировано наибольшее количество нарушений. Они включают в себя следующие населенные пункты: Станица Луганская, Счастье, Трехизбенка, Славяносербск, Сокольники, Крымское, Первомайск, Попасная, Донецкий, Блокпост 29 и вдоль трассы Бахмутка.
— Как вы оцениваете условия, созданные для работы миссии на Украине в целом и в самопровозглашенной ЛНР и ДНР? Всегда ли удается попасть в запланированные для работы районы?
— В целом, у нас хороший уровень сотрудничества. Тем не менее, как я уже упоминал, наш доступ к тем или иным территориям иногда ограничивается командирами на местах. Кроме того, мы в большинстве случаев не получаем доступ к международной границе между Украиной и Российской Федерацией в районах, неконтролируемых украинскими властями.