Хабаровский край представит на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке более двух десятков проектов в различных сферах. Часть из этих проектов будет реализовываться в рамках развития территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР). О том, что ждет регион от реализации проектов и как поможет развитию края "дальневосточный" гектар земли, в преддверии ВЭФ рассказал корреспонденту РИА Новости Ларисе Докучаевой губернатор региона Вячеслав Шпорт.
— Какие проекты представит Хабаровский край на Восточном экономическом форуме?
— На сегодняшний день оргкомитетом форума отобраны 22 крупных проекта Хабаровского края для презентации в питч-сессиях. Общий объем предполагаемых инвестиций в них составит более 300 миллиардов рублей. По количеству отобранных проектов мы занимаем второе место после Приморского края. Проекты представим самые разные и в разных сферах: это и промышленность, и транспорт, и сельское хозяйство, и добыча полезных ископаемых.
Так, в разделе "Транспортная инфраструктура и логистика" есть проекты строительства в морском порту Ванино комплекса для перевалки угля, развитие Хабаровского аэропорта, строительство сети логистических центров, модернизацию Хабаровского нефтеперерабатывающего завода.
В разделе "Современное производство" край представит проекты по производству кранового, станкостроительного и энергетического оборудования, строительству металлургического завода, созданию производства деталей для самолетов.
В разделе "Недра" — крупные проекты "Строительство горнодобывающего предприятия на базе Правоурмийского оловорудного месторождения", "Развитие Малмыжского месторождения меди и золота".
Развитие городской среды на форуме будет представлено проектами "Создание стационарных отделений скорой медицинской помощи", "Строительство современной четырехзвездочной гостиницы в центре города Хабаровска", "Строительство второй очереди горнолыжного комплекса "Холдоми", "Индустриальный парк Авангард".
Кроме того будет презентован проект объездной дороги — "Обход Хабаровска" — это первая платная дорога, которую построят у нас в регионе.
Еще один из крупных проектов, который по своим масштабам можно отнести к федеральному уровню, — это строительство завода по производству сахара с производственной мощностью 1,5 тысячи тонны в день.
— Ожидается ли подписание соглашений с инвесторами на ВЭФ?
— Мы планируем подписание семи соглашений на форуме, которые касаются реализации проектов на территории Хабаровского края. Два соглашения будут подписаны Минвостокразвития с компаниями ООО "Ургалуголь" и ООО "Сахатранс" о строительстве инфраструктурных объектов в рамках реализации проекта.
Правительство Хабаровского края подпишет соглашения с тайской компанией Sutech Engineering о строительстве сахарного завода в Совгавани. Ранее они подписали соглашение о сопровождении проекта с Агентством инвестиций и развития Хабаровского края. Оценочная стоимость реализации проекта составляет 200 миллионов долларов, мощность завода составит 1,5 тысячи тонн в сутки.
Будет подписано несколько соглашений о сотрудничестве между правительством края и крупными компаниями. С ОАО "Эскар" об установлении партнерских отношений и создании благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. С "РусГидро Башкортостан Эффективность" — о строительстве завода по производству композитных материалов, и с ОАО "Русолово" — о социально-экономическом сотрудничестве.
Также соглашение подпишут фонд развития Дальнего Востока и ООО "Эпсилон 2", которое построит цеха по производству авиадеталей в рамках ТОСЭР в Комсомольске.
Думаю, что подготовленные презентации проектов станут началом для заключения новых контрактов с инвесторами в дальнейшем. Сейчас нам нужно максимально использовать этот шанс, чтобы привлечь сюда бизнес и начать реализацию проектов развития.
— Недавно в Хабаровском крае были подписаны соглашения о первых в России территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Насколько может быть успешной программа по импортозамещению после начала работы предприятий ТОСЭР? Какие виды новой продукции получит край? Возможен ли экспорт этой продукции в друге регионы и за рубеж?
— Сегодня вопрос импортозамещения является важнейшим как для страны, так и для края. В то же время режим ТОСЭР не предполагает каких-либо ограничений для реализации новых проектов с точки зрения рынков сбыта. Наша задача, в первую очередь, обеспечить приток инвестиций, создать новые рабочие места, в этой части мы поддерживаем все инвестиционные инициативы.
Среди тех проектов, которые уже запланированы к реализации в ТОСЭР, доля экспортной продукции значительно варьируется. Например, до 20 % продукции тепличного производства японской компании ООО "Джей Джи Си Эвергрин" в перспективе предусмотрено на экспорт на северо-восток Китая, компания ООО "Торэкс" в рамках проекта по созданию металлургического завода ориентируется на стопроцентный экспорт. ООО "Завод ТехноНИКОЛЬ Хабаровск" при создании производства базальтового утеплителя, стройматериалов ориентируется на пятидесятипроцентную долю экспорта в КНР в выпуске продукции.
То, что у продукции резидентов ТОСЭР есть потребитель как в нашем регионе, так и за рубежом, — положительный факт, свидетельствующий о наличии конкурентных преимуществ.
С точки зрения продукции, которая призвана обеспечить импортозамещение, мы можем выделить проект компании ООО "Трест Запсибгидрострой" по производству шпунтовых изделий, 80% которых в настоящее время ввозится в нашу страну из других государств.
В Комсомольске-на-Амуре в перспективе планируется ряд проектов по созданию высокотехнологичных производств для потребностей отечественного авиастроения, в том числе, производство оснастки для авиаинструмента, композитных материалов, авиационных агрегатов и компонентов. Это тоже импортозамещение.
Кроме этого, запланирован ряд проектов в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности, направленных на повышение продовольственной безопасности региона. ООО "Комсомольский мясокомбинат" планирует строительство нового завода по производству сыра, колбас, мяса. Компании ООО "Промснаб", ООО "Джей Джи Си Эвергрин" планируют тепличное производство овощей, в том числе, для потребностей внутреннего рынка, ООО "Агрохаб" инвестирует в создание оптово-розничного центра в рамках профильной федеральной целевой программы Минсельхоз России.
— Некоторое время назад власти региона высказывали идею создать ТОСЭР в Совгавани и Верхнебуреинском районе, готовы ли эти предложения?
— Заявку на создание ТОСЭР в Ванинском и Советско-Гаванском муниципальных районах мы направили для рассмотрения профильной подкомиссии правительства Российской Федерации в конце 2014 года. По результатам заседания заявка признана перспективной, но требующей доработки в части проектного наполнения.
В настоящее время мы завершаем работу по ее корректировке. Дополнительного времени потребовало согласование проекта создания ТОСЭР с развитием портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Ванинском и Советско-Гаванском муниципальных районах. Основные проблемы по этому вопросу мы преодолели, сейчас переходим к очередной стадии. Развивать там планируется рыбопереработку, лесопереработку, судоремонт, стивидорную и прочую портовую деятельность.
Правительством края готовится заявка по приданию статуса ТОСЭР рабочему поселку Чегдомын в Верхнебуреинском районе. Есть инвестиционный план модернизации поселка, а создание ТОСЭР усилит эффективность этой работы. В Чегдомыне запланировано строительство цеха по производству изделий из ПВХ профиля, асфальтобетонного завода, завода по производству железобетонных изделий.
В 2017-2020 годах здесь предполагается реализация более масштабных инвестиционных проектов, в том числе строительство сталелитейного мини-завода, создание выставочно-ярмарочного комплекса, логистического центра.
— Создание ТОСЭР в крае подразумевает и опережающее социальное развитие территорий, как улучшится жизнь людей после начала их работы?
— Мы ожидаем существенное улучшение условий социального развития Хабаровского края в связи с созданием ТОСЭР. В рамках создания заявленных ТОСЭР "Хабаровск" и "Комсомольск", а также других проектов ТОСЭР, мы планируем не только создавать производства, но и модернизировать систему здравоохранения, коммунального хозяйства, строить и реконструировать школы, детские сады, развивать жилищное строительство.
По первоочередным ТОСЭР в бюджете уже заложены средства на строительство новых дорог, развитие инженерных коммуникаций. Затраты на развитие социальной инфраструктуры в Комсомольске-на-Амуре, где вопрос стоит наиболее остро, только на первом этапе составят около 6 миллиардов рублей. Необходимые затраты на социальную инфраструктуру в Хабаровске еще просчитываются. По предварительным оценкам первоочередная потребность составит около 2 миллиардов рублей.
Если говорить в целом о социально-экономических выгодах для края, то речь идет, прежде всего, о притоке частных инвестиций в экономику в объеме порядка 50 миллиардов рублей, о создании более 6 тысяч преимущественно высококвалифицированных рабочих мест на предприятиях-резидентах. В течение десяти лет налоговые поступления от двух ТОСЭР составят около 21 миллиарда рублей.
— На подписании соглашений с инвестором ГК "Энергия" прозвучала идея возобновить на базе авиапредприятий Комсомольска выпуск отечественных спортивных самолетов. Осуществима ли эта идея?
— Действительно, сейчас прорабатывается несколько проектов как по производству компонентов для авиатехники, так и по производству легкомоторных самолетов в Комсомольске-на-Амуре. Однако речь идет не о реализации этих проектов на действующих авиапредприятиях, а на площадках ТОСЭР "Комсомольск".
Для этого в первую очередь необходимо проанализировать существующие потребности потенциальных потребителей авиатехники, прежде всего, сельхозпроизводителей, лесных хозяйств и других потребителей услуг малой авиации.
В настоящее время вопрос реализации данного проекта на площадке ТОСЭР "Комсомольск" мы прорабатываем с инициатором проекта по производству легкомоторных самолетов "Рысачок" (АО "Ракетно-космический центр "Прогресс"). Это предложение вынесено на совместное рассмотрение с Минвостокразвития России. Надеемся на положительные результаты.
— Как решается задача развития внутреннего туризма и привлечения иностранных туристов в регион? Увеличился ли поток туристов в край? За счет каких проектов?
— Хотелось бы отметить, что в основных стратегических и программных документах Хабаровского края внутренний и въездной туризм в регионе признаны приоритетными. В крае принята государственная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма (2013 — 2020 годы)".
В непростых условиях, сложившихся в 2014 году на российском туристическом рынке, нам удалось сохранить основные показатели на уровне 2013 года, а по некоторым добиться значительного роста. Так, численность иностранных туристов в прошлом году увеличилась на 10% и составила 21 тысячу человек, внутренний и въездной поток составил 487,8 тысячи человек. В первом полугодии 2015 года в край через пункты пропуска на границе въехали более 5 тысяч иностранных туристов, что на 40% больше, чем за тот же период прошлого года.
Однако пока не учтены данные об иностранцах, которые пересекли границу в других регионах и потом приехали к нам. Все эти цифры собирают к концу года, но предполагаем, что общий поток достигнет 22 тысяч человек.
Реализация программы помогла привлечь в сферу туризма и внебюджетные инвестиции. За два предыдущих года на создание и реконструкцию объектов, которые не входят в программу, было привлечено более 600 миллионов рублей.
На реализацию программных проектов нам удалось привлечь средства федерального бюджета. Так, проект круизного кластера "Остров Большой Уссурийский — Шантары" прошел конкурсный отбор и включен в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации". С 2016 года заявленный объем финансирования из федерального бюджета составит 367 миллионов рублей.
Средства будут направлены на реконструкцию подъездной дороги к туркомплексу "Воронеж" — это 27 миллионов рублей, а также 20 миллионов рублей — на строительство дамбы-дороги в рамках проекта обустройства памятника археологии "Петроглифы Сикачи-Аляна".
Кроме того, федеральные деньги в размере 320 миллионов рублей будут направлены на реконструкцию набережной в Центральном районе Хабаровска, где обустроят центр круизного и яхтенного туризма на базе акватории и здания бывшего яхт-клуба на стадионе имени Ленина.
Если говорить о развитии Шантарского направления, сегодня в рамках соглашений с инвесторами прорабатываются вопросы по ряду интересных туристских проектов. Один из таких проектов — это строительство сезонного базового пункта приема туристов на берегу Охотского моря в бухте "Ангачан" в зоне Шантарского архипелага. Здесь предусматривается строительство гостевых домиков, бани, подсобных помещений, смотровой площадки для наблюдения за китами, а также обустройство вертолетной площадки. Строительные работы уже начаты в этом году.
— Получила ли продвижение идея строительства лайнера для круизов по Амуру и на Шантарские острова?
— Развитие межрегионального и международного круизного туризма по реке Амур, в том числе, создание туристско-рекреационной зоны на острове Большой Уссурийский, является одним из основных положений региональной программы развития туризма.
Сегодня уже есть предложения инвесторов по строительству современного круизно-прогулочного судна вместимостью 97 человек. Также, есть предложения по вовлечению в круизное направление яхтенных судов. Яхтенные круизы сегодня становятся популярными не только на море, но и на реках, в том числе российских.
Мы надеемся, что реализация этих планов является первым шагом на пути к строительству современного речного круизного лайнера.
— Как складываются у региона экономические и культурные отношения с Китаем?
— Хабаровский край граничит с одним регионом КНР — провинцией Хэйлунцзян. Поэтому наиболее тесные экономические и культурные связи нашего региона сложились именно с этой провинцией. Более того, провинция Хэйлунцзян является одной из самых больших провинций Китая и граничит не только с Хабаровским краем, но также и с Амурской и Еврейской автономной областями, Приморским и Забайкальскими краями. Этим обусловлена та роль, которую провинция играет в развитии приграничного сотрудничества между Китаем и Россией.
Тем не менее, правительство Хабаровского края заинтересовано в развитии экономического и культурного взаимодействия со всеми провинциями Китайской Народной Республики. Поэтому мы проводим большую работу по развитию сотрудничества с провинциями Цзилинь, Ляонин, Гуандун, Шаньдун, городом Шанхай.
Сегодня Китай является крупнейшим партнером Хабаровского края в сфере внешней торговли. Ее удельный вес во внешнеторговом обороте края по итогам 2014 года составил 44,1% или 912,8 миллионов долларов США. Основу экспорта края в Китай составляют древесина и изделия из нее, нефтепродукты, каменный уголь и рыба. Мы работаем над увеличением доли экспорта продукции с высокой степенью переработки.
Одним из инструментов для достижения этой цели, на наш взгляд, являются созданные на территории края ТОСЭР. Китай проявляет к ним высокий интерес, у нас есть все перспективы для развития производственной кооперации с китайскими партнерами, обладающими необходимыми технологическими и финансовыми ресурсами.
Кроме того, правительство края работает над привлечением китайских инвесторов к реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры и жилищному строительству, к сотрудничеству в области сельского хозяйства, деревообработки и создания транспортной инфраструктуры.
Одним из ключевых проектов сотрудничества является совместное освоение трансграничного острова Большой Уссурийский. Проект будет реализован в концепции "Один остров — две страны". Мы ожидаем значительного увеличения туристического потока, причем не только за счет граждан России и КНР, а учитывая уникальность данного проекта, и за счет граждан третьих стран.
Интенсивность контактов говорит о том, что отношения края с регионами Китая выходят на новый уровень. В 2014 году были проведены презентация Хабаровского края в провинции Ляонин. Большая экспозиция Хабаровского края организована на Первом российско-китайском ЭКСПО в Харбине.
В конце июля 2015 года состоялись Дни провинции Хэйлунцзян в Хабаровском крае. На октябрь 2015 года запланировано проведение ответных Дней Хабаровского края в провинции Хэйлунцзян. Мы также планируем принять участие во Втором российско-китайском ЭКСПО.
— Как вы относитесь к инициативе выделения участков на Дальнем Востоке жителям остальной России? Сколько земли может предложить регион, и ждать ли краю положительный эффект в случае массового переселения сюда россиян?
— Бесплатное предоставление земли — это потенциал для освоения территории края и увеличения численности его населения, особенно сельского.
Министерством экономического развития Российской Федерации разработан законопроект "Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе". Законопроектом предусмотрен упрощенный порядок предоставления земли на Дальнем Востоке. Правительство края его поддержало. Надеемся, что закон будет принят в ближайшее время и начнет работать с 2016 года.
Что касается земли, то ее необходимо предоставлять не только переселенцам, но и жителям края.
Общая площадь территории Хабаровского края составляет 78,8 миллиона гектаров. Более 93% из них — лесные земли. Их, по действующему законодательству, предоставлять нельзя. Если для Дальнего Востока установят упрощенный порядок предоставления таких земель, как указано в проекте Федерального закона, то это существенно увеличит количество предлагаемой земли и повысит привлекательность края.
Предложить край может всю неиспользуемую в настоящее время землю. Наиболее привлекательными для предоставления являются земли сельских населенных пунктов и сельхозназначения. Таких земель в крае около полумиллиона гектаров. В основном, это земли, принадлежавшие ранее колхозам и совхозам и использовавшиеся для выращивания овощей, животноводства, под сенокосы.
Есть земли и в сельских населенных пунктах для ведения личного подсобного хозяйства. На них уже можно построить дом, но это уже не гектар, а значительно меньше — порядка 20 соток. Этот краевой закон вступил в силу с 14 августа этого года, так что желающие могут получить свои 20 соток уже сегодня, сначала на 5 лет в бесплатное пользование, а потом и в собственность.
Уже сейчас в правительство края обращаются граждане, желающие получить землю. В том числе и из западных регионов России, из Подмосковья, из Тверской области. Есть обращение из Минска (Белоруссия).
Если люди приедут, и будут действительно заниматься сельскохозяйственным производством — выращивать овощи, разводить скот, птицу — мы их поддержим. В крае действует закон "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае". Предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, субсидирование части процентной ставки по кредитам, меры поддержки на приобретение жилья на селе.
Важно отметить, что край заинтересован в каждом гражданине, готовом вложить в дело свой труд и получить прибыль. Если говорить о положительных эффектах, то, указанная инициатива позволит улучшить демографическую ситуацию в крае и, хотелось бы надеяться, существенно увеличить количество жителей за счет переезжающих из западных регионов.
Дополнительное сельскохозяйственное производство приведет к росту в жилищном и дорожном строительстве, в банковском и жилищно-коммунальном секторе экономики, позволит краю снизить зависимость от импорта или поставок из западных регионов страны.