МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Минфин РФ намерен предложить Госдуме принять бюджет не на три года, а на один, как это было в разгар прошлого кризиса в 2008 году, таким образом, официально подтвердились слухи, которые ранее появились в СМИ. Закон о бюджете на три года принимается с 2006 года.
По словам главы Минфина Антона Силуанова, волатильность на мировых сырьевых и финансовых рынках повышает риски ошибок при бюджетном планировании. К тому же, министр предложил перенести сроки представления в парламент нового бюджета, чтобы минимизировать вероятность ошибок при его подготовке.
"Сценарии развития экономики, основанные на цене нефти 40 долларов за баррель и 60 долларов за баррель, резко отличаются по прогнозу динамики развития экономики и параметров бюджета. А значит, эти сценарии будут требовать разных мер экономической политики", — отметил министр.
Неопределенность с ценой на нефть
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал поручение министрам выйти в Госдуму с предложением о переходе на однолетний цикл государственного бюджета.
"Нам предстоит разработать непростой бюджет, в целом очень высокие неопределенности в цене нефти и газа, а, соответственно, и в курсе рубля…. Есть большие риски. Поэтому мы хотим обратиться к депутатам Государственной думы, чтобы перейти на однолетний цикл бюджета", — сказал Медведев.
Временная отмена среднесрочного бюджетного планирования неизбежна, считает один из инициаторов принятия в 2006 году трехлетнего бюджета, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предложил не проводить параллели с кризисом 2008 года, так как, по его мнению, международная экономическая конъюнктура сейчас совершенно другая. А за кризисными явлениями в этот раз стоят совершенно другие факторы, считает Песков.
Госдума не против
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что правительство и депутаты уже обсуждают возможность подготовки законопроекта о федеральном бюджете на один год, отметив, что в нынешних экономических условиях сложно строить прогнозы.
По его словам, внесение проекта в Госдуму можно перенести на три недели, максимум — на 25 дней. Согласно Бюджетному кодексу, законопроект должен быть внесен на рассмотрение парламента до 1 октября.
Волатильность на рынках не оставляет шансы Минфину и Минэкономразвития, которые "не очень понимают даже свои прогнозы", считает первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский. При этом он не сомневается в компетенции ведомств, а сетует на непредсказуемость макроэкономической ситуации в стране.
Перейти на однолетний бюджет есть смысл, но его позднее внесение осложнит работу депутатов, что вызывает у них недовольство, отметил Тарнавский.
"Дело в том, что бюджет — большой, огромный документ. Он требует тщательного рассмотрения. Опасность корректировки бюджета будет всегда, несмотря на время его внесения. Позднее внесение осложнит работу депутатов, потому что все равно его надо принимать к новому году", — сказал он.
Долгосрочная перспектива
Одновременно с законопроектом будет представлен долгосрочный бюджетный прогноз до 2030 года, в котором будут описаны сценарии экономического развития. Силуанов сообщил, что в прогнозе будут проектировки основных параметров бюджета на три года, с 2016 по 2018 год, однако они не будут фиксироваться законом, как это происходит обычно.
"Эти меры позволят более продуманно подходить к принятию обязательств, в том числе социального характера, которые при консервативном сценарии рискуют быть не исполненными", — подчеркнул Силуанов.
Пока не изменится экономическая модель России с ее зависимостью от цен на нефть, нет смысла планировать бюджет на три года, считает первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. В этой ситуации можно лишь рассматривать долгосрочные планы, модели, проекты, отметил он.
Макаров считает, что новый законопроект не подразумевает отмену долгосрочных госпрограмм. "Это не отказ от целей, от выполнения обязательств, речь идет об оптимальном выстраивании бюджетного процесса в этих конкретных условиях", — подчеркнул депутат.
По его мнению, если правительством будет принято решение готовить однолетний бюджет вместо трехлетнего, то в тексте законопроекта можно прописать нормы, которые позволят сохранять долгосрочные контракты.
"Если такое решение будет принято, нам надо будет сделать так, чтобы отсутствие утвержденного бюджета на трехлетку не повлияло на заключение долгосрочных контрактов", — отметил он.
Никуда без сокращения расходов
Правительство пока не в состоянии принять решения о сокращении расходов на среднесрочную перспективу, как этого требует действующее бюджетное правило, поэтому отказ от трехлетнего планирования — вопрос технический, считает аналитик Росбанка Евгений Кошелев.
"У нас очень жесткое бюджетное правило, но оно не сработало в с условиях очень быстрого падения цен на нефть. По факту оно бездейственно, сократить расходы не получается. Этот процесс перехода от трехлетнего бюджета к однолетнему — чисто технический", — сказал Кошелев.
По его словам, с помощью этой меры будет проще подписать какие-либо статьи для сокращения расходов.
"С административной точки зрения — это более простой вариант обслуживания бюджета, но его прозрачность снизится. Фискальный сигнал, который пошлет Минфин на среднесрочный горизонт, будет "затуманен".
Два документа (бюджет РФ и направления бюджетной политики) друг друга дополняют. По идее, направления бюджетной политики будут необязательными к исполнению, если РФ перейдет на однолетний бюджет", — считает он.
По его словам, переход от среднесрочного бюджета следует рассматривать в качестве временной меры.