Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Международный авиакосмический салон в Жуковском 30 августа завершил шестидневную работу. Окончательные итоги в виде контрактов будут формироваться еще несколько месяцев. Но о предварительных результатах можно уже говорить.
В сухом остатке
Из-за напряженности в отношениях с Западом снизилось количество иностранных участников — 156 корпораций из 30 государств (в 2013-м салон принял 277 иностранных участников из 43 государств). Однако западную блокаду сорвали 24 компании из США и 6 из Франции. И только пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 собрал контрактов на сумму более одного миллиарда долларов.
Очевиден интерес КНР. В мае 2015 года заключена крупная российско-китайская сделка по лизингу Sukhoi Superjet 100 (объем превысил 3 млрд долларов). Совместная компания планирует закупить сто самолетов SSJ100 для поставки их на рынки Юго-Восточной Азии. В конце 2014 года главное управление гражданской авиации Китая выразило готовность сертифицировать Sukhoi Superjet 100 (процесс может занять около года). При этом рассматривается возможность продажи SSJ100 в Китае за юани.
По мнению экспертов европейской корпорации Airbus, КНР до 2033 года для поддержки рынка авиаперевозок потребуется более 5300 авиалайнеров и дополнительно Китай закупит 3567 узкофюзеляжных, 1477 широкофюзеляжных и 319 сверхкрупных авиалайнеров. Таким образом, самолет Sukhoi Superjet 100 имеет большие перспективы.
На МАКС-2015 Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали контракт на поставку 32 самолетов Sukhoi Superjet 100 для их передачи в лизинг российским региональным авиакомпаниям.
По оценкам ОАК, до 2034 года российским авиакомпаниям потребуются 860 самолетов (на сумму 94 млрд долларов США). А в ближайшие 20 лет на мировом рынке будут востребованы около 38 тысяч новых гражданских самолетов. При этом объем гражданских поставок ОАК может уже к 2020 году достичь 15 млрд долларов США.
Салон принес новые заказы космической отрасли. Два контракта на создание спутников дистанционного зондирования Земли для Ирана и Белоруссии получила российская корпорация ВНИИЭМ. До конца 2015 года Россия выведет на орбиту испанский спутник PAZ.
После отказа американцев от программы "Шаттл" космические возможности США зависят от России. В последние четыре года американские астронавты попадают на МКС и возвращаются с орбиты на Землю только в российских ракетах. Кроме того, американцам необходимы российские двигатели для вывода на орбиту крупных спутников.
Военные контракты
Подчеркнутая открытость МАКС-2015 и доминирование гражданской тематики не помешали заключению военных контрактов.
Белоруссия приобрела четыре учебно-боевых самолета Як-130, пять боевых машин зенитного ракетного комплекса малой дальности "Тор-М2К" и комплект радиолокационной станции "Противник-Г". Иордания получит парашютные платформы П-7. Представители Южной Кореи проявили интерес к радиолокационному оборудованию челябинского радиозавода "Полет".
Среди новинок МАКС-2015 внимание специалистов привлекали многофункциональный истребитель Су-30СМ, вертолет Ка-52К "Катран" — корабельный вариант знаменитого армейского ударного Ка-52 "Аллигатор", российские двигатели ПД-14 (для самолетов МС-21) и ВК-800В (для вертолетов).
Многофункциональный истребитель Су-35С в Жуковском не новичок, однако в 2015 году запланировано подписание контракта с Минобороны РФ на поставку 48 таких самолетов на сумму 100 млрд рублей.
Поставка в КНР 24 истребителей Су-35С обсуждается давно. В июне 2015 года глава делегации "Рособоронэкспорта" на Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже Сергей Корнев заявил о намерении подписать контракт до конца текущего года. Китай станет первой после России страной, которая получит 24 самолета Су-35С. Как сообщило государственное китайское издание "Глобал таймс" (Global Times), в январе 2015 года группа летчиков ВВС Китая прибыла в Россию для переобучения на истребители Су-35С.
Среди потенциальных покупателей Су-35С — Индонезия, Алжир, Вьетнам, Венесуэла. По оценкам специалистов, российский авиапром может ежегодно экспортировать на мировой рынок до ста самолетов этого типа.
Об устойчивом интересе к российской авиационной технике и средствам ПВО свидетельствует портфель "Рособоронэкспорта", заполненный заказами на 40 млрд долларов США (18 млрд долларов приходится на авиатехнику, и более 9 млрд долларов на средства ПВО).
Международный вес
В демонстрационной части авиасалона участвовали 34 самолета и вертолета, семь пилотажных групп на 46 самолетах. На наземной стоянке было представлено 133 летательных аппарата, включая 20 самолетов Воздушно-космических сил России. На салоне работали 4 тысячи журналистов из 580 российских и 158 зарубежных СМИ.
Количество посетителей выставки достигло рекордной цифры — 405 тысяч (на 65 тысяч человек больше, чем в 2013 году). Число подписчиков официальных аккаунтов МАКС-2015 в социальных сетях превысило 90 тысяч человек.