Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского
Один из первых учеников Сергия Радонежского, Савва во многом повторил жизненный путь учителя, своим примером показавшего, какими трудами достигаются монашеские добродетели — послушание, смирение, хранение помыслов, воздержание и целомудрие. Ученик так успешно прошел эту школу, что преподобный Сергий сам назначил его духовником своей обители.
Дата и место рождения преподобного Саввы неизвестны, ничего не говорят летописи и о его родителях — первое упоминание о нем относится к 1381 году, когда он по благословению Сергия Радонежского стал игуменом Стромынского Успенского монастыря на реке Дубенке. А после смерти преподобного Сергия, когда его ученик и преемник Никон ушел в затвор, монахи Троицкого монастыря упросили Савву вернуться и стать их игуменом.
Шесть лет спустя его крестник, Звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского, призвал его к себе, чтобы устроить в честь победы над Волжской Булгарией монастырь на горе Сторожи, будущую первую на Руси Лавру, "царское богомолье", куда царь Алексей Михайлович будет ходить из Москвы пешком помолиться.
Преподобный Савва дожил до глубокой старости, а после его кончины в 1407 году его стали почитать как местного звенигородского святого. В 1547 году он был канонизирован для общецерковного почитания, а в 1652 году были обретены его мощи.
Самое первое его житие составил в XVI веке агиограф Маркел Хутынский, а в XIX веке его краткую версию перевел с церковнославянского на русский Александр Пушкин, который под сильнейшим впечатлением от образа преподобного даже отца Татьяны Лариной в черновике "Евгения Онегина" назвал не Дмитрием, а Саввой.
Удивительным образом Савва Сторожевский не только сам во многом повторил жизненный путь своего учителя, но и судьба его мощей в XX веке оказалась схожей с судьбой мощей преподобного Сергия: во время кампании по ликвидации мощей, начавшейся в 1919 году, головы обоих святых верующим удалось спрятать и сохранить.
Первое появление большевиков в Савино-Сторожевском монастыре в 1918 году спровоцировало народный бунт: когда комиссар с уполномоченными пришли в обитель и потребовали отдать им все ключи, крестьяне, сбежавшиеся защищать святыни, перешли от криков к действию – в начавшейся драке комиссар был убит, его спутники сильно изранены — один потом скончался от побоев, а распаленная толпа двинулась в город свергать безбожную власть. Но там ее встретил вооруженный красноармейский гарнизон и стихийное восстание захлебнулось.
В марте 1919 года мощи Саввы Сторожевского были все же вскрыты и изъяты, а его обитель закрыта. В 1920-е годы мощи святого были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, потом их передали на Лубянку, и долго считалось, что они так и пропали в ее подвалах. Но в 1980-е стало известно, что главу преподобного Саввы больше полувека хранила одна православная семья: Михаилу Успенскому, бывшему сотруднику Государственного исторического музея и члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, ее передали на Лубянке, чтобы он распорядился с этим "экспонатом" по своему усмотрению.
Его семья хранила святыню — сначала на даче, потом в московской квартире – 50 с лишним лет и в конце 1980-х, когда началось возрождение монастырей, передала ее в московский Данилов монастырь.
23 августа 1998 года мощи преподобного Саввы торжественно перенесли в Рождественский собор Савино-Сторожевского монастыря, за три года до этого после длительных переговоров с музеем переданного наконец церкви. По благословению патриарха Алексия II этот день стал общецерковным праздником.