Захар Виноградов, РИА Новости
Андрей Лубенский, РИА Новости-Украина
В нынешних условиях, когда война на востоке Украины выходит на новый виток, важно понять, каким образом могут повлиять на ситуацию предлагаемые президентом Петром Порошенко изменения в Конституцию Украины и что происходит с реализацией пункта Минских соглашений о проведении выборов местных органов власти.
Россия предлагает обсудить проект Конституции Украины в "нормандском формате"
"Будем готовы провести встречу, видимо, на уровне экспертов для начала, чтобы положить два документа на стол — минский комплекс мер и те поправки к конституции, которые были приняты в Верховной раде, и те документы, которые были приняты Верховной радой в части проведения местных выборов на Донбассе и предоставления этим территориям особого статуса", — сказал Лавров.
"Простое сопоставление обязательств Петра Порошенко и того, что в итоге в Киеве было сделано, должно быть очень занимательным занятием", — считает он. Лавров сообщил, что Россия подготовила документ, подробно анализирующий выполнение Киевом Минских соглашений. Он добавил, что встречи контактной группы и ее подгрупп на следующей неделе смогут переломить тревожную ситуацию в Украине.
"Нас тревожит развитие событий последних дней, которое очень сильно напоминает подготовку к военным действиям", — сказал Лавров.
Почему Минские соглашения — не только внутреннее дело Украины
Заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова вызвало неоднозначные оценки в экспертном сообществе Украины.
Сам факт привлечения сторонних экспертов воспринимается на Украине настороженно, но в то же время он рассматривается как объективная необходимость.
"Конечно, это обидно. Почему кто-то извне будет решать вопрос об изменениях в Конституцию Украины?— размышляет директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Но это следствие Минских соглашений. Президент (Украины — ред.) подписал такие соглашения, которыми он фактически предоставил право гарантам минских договоренностей — Германии, Франции и России — определять конституционные изменения в части децентрализации. Поэтому, как бы обидно это ни звучало и какие бы ни выдвигались обвинения во вмешательстве во внутренние дела Украины, но Украина сама дала такое право участникам минского процесса".
Кто может выступать гарантом выполнения соглашений
"Минские соглашения не выполняются, и украинская сторона ищет новые варианты, она заявляет о "нормандском формате", о "женевском формате", об активизации участия представителей США в этих форматах", — замечает украинский эксперт Янина Соколовская.
"Украинские эксперты и политики хотели бы сузить переговорную группу, включив в нее только США, Россию и Украину. А президент Польши Анджей Дуда, напротив, предложил расширить круг участников переговоров за счет стран-соседей Украины", — замечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологий Михаил Погребинский.
По мнению американского политолога Стивена Коэна, США глубоко интегрированы в этот процесс, и являются одной из главных сторон украинского конфликта. "Теперь Пентагон посылает больше американских войск, чтобы обеспечить военную подготовку в Национальной гвардии и регулярных вооруженных силах, стимулируя дальнейшую эскалацию конфликта в регионе и усиливая напряженность с Россией", — утверждает американский эксперт. По его словам, "без существенной военной поддержки со стороны Вашингтона, Киев не сможет покорить Донбасс".
"Что касается идеи включить США в процесс урегулирования, то она уже фактически реализована, — считает Погребинский. — После встречи Джона Керри и Владимира Путина в Сочи заработал формат "Карасин плюс Нуланд", который, на мой взгляд, следует рассматривать не как замену "нормандского" формата, а, скорее, как дополнение к нему".
Почему проект Конституции Украины не обеспечивает урегулирования конфликта
Одним из главных пунктов минских соглашений является внесение в Конституцию Украины изменений и дополнений, которые должны были в полной мере учитывать создавшуюся в стране ситуацию политического конфликта востока с остальной территорией с последующим политическим урегулированием.
"Дело не в том, насколько конституционные изменения соответствуют минским соглашениям. Дело в том, что минские соглашения не выполняются, — считает Соколовская. — Пока мы видим, что обстрелы не только не прекращаются, но усиливаются, уже доходит до десятков обстрелов в сутки. Ситуация становится критической, украинские власти через СМИ ее нагнетают, говоря о том, что возможна горячая фаза боев".
Однако многие эксперты на Украине полагают, что причиной новой стадии конфликта является как раз невыполнение минских соглашений официальным Киевом.
"Как я много раз уже говорил, никакого соответствия нет (конституционных изменений минским соглашениям — Ред.)", — сказал Михаил Погребинский. Он напомнил, что конституционные изменения должны были быть согласованы с представителями ДНР и ЛНР, но "ничего этого не было сделано".
"В большой степени эти конституционные изменения были результатом давления западных партнеров Украины, собственно, они являются реципиентами этих изменений. И они будут ставить оценку, а не Лавров, — добавляет руководитель политологического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев. — Мы понимаем, кто сидел на балконе Верховной Рады во время голосования по принятии конституционных изменений (сотрудник Госдепартамента США Виктория Нуланд и посол США на Украине Джеффри Пайетт — Ред.). Насколько я понимаю, в целом эти изменения их устроили, и вопрос теперь — как двигаться дальше. Если подвижек не будет — тогда действительно Лавров получит карт-бланш для атаки на украинское руководство, для обвинений в том, что они не исполняют взятые на себя обязательства".
Однако не все с этим согласны. "Относительно экспертной оценки конституционных изменений Украина обращается в Венецианскую комиссию Совета Европы, в которую, кстати, входит и Россия, — напоминает Фесенко. — Поэтому экспертная оценка есть, и оценка положительная".
Михаил Погребинский справедливо отмечает, что одобрение Венецианской комиссией конституционных изменений не является аргументом в данном споре. "Венецианская комиссия не оценивала соответствие конституционных изменений минским соглашениям, так что это тут ни при чем", — заявил РИА Новости эксперт.
Таким образом, по мнению большинства украинских экспертов, конституционные изменения, принятые Верховной Радой под давлением Запада и без учета мнения мятежных ДНР и ЛНР, не будут способствовать урегулированию гражданского конфликта на востоке Украины.
Почему закон о местных выборах не работает
Еще одним важным пунктом политической части минских соглашений является принятие закона о местных выборах и предоставление мятежным регионам особого статуса, который позволял бы им, сохраняя относительную самостоятельность, оставаться в составе единого государства.
"Что касается выборов (в ДНР и ЛНР — Ред.), то на Украине сказано, что выборы пройдут по украинскому закону, и киевские пропагандисты на этом ставят точку, — утверждает Погребинский. — Но точки там нет. В Комплексе мер по выполнению минских соглашений далее говорится, что вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы (п.п. 4 и 12)".
Политолог отмечает, что несоответствия настолько очевидны, что "наверное, только Порошенко может утверждать, что принятые законодательные акты соответствуют достигнутым в Минске договоренностям".
Таким образом, получается, что противостояние на востоке страны усилилось именно потому, что официальный Киев отказался учитывать в процессе законотворчества мнения мятежных ДНР и ЛНР, а президентские предложения проекта новой Конституции страны не соответствуют ни букве, ни духу минских соглашений.