Восточный Кавказ, прочно связанный в представлении большинства россиян исключительно с исламом, согласно последним открытиям, является еще и древнейшей колыбелью христианства. Об этих малоизученных страницах истории в интервью корреспонденту РИА Новости Гуле Алиевой рассказал историк-кавказовед, археолог Александр Кудрявцев, который более четверти века своей научной деятельности посвятил исследованию выдающихся памятников мировой фортификации, а также одного из древнейших городов нашей страны — дагестанского Дербента.
— Причастные к истории Кавказа часто называют Дербент перекрестком трех религий. Действительно ли город имеет на это право?
— Мы знаем, что в 1634 году немецкий путешественник Адам Олеарий посетил Дербент и сделал художественные наброски города. В своих рисунках он показал, что город был разделен на части, на мусульманскую и христианскую. У нас нет данных о том, что здесь шла какая-то насильственная исламизация. Может быть, как и везде, христианам приходилось платить джизью (налог), но насильственного насаждения не было.
Согласно различным источникам, в раннем средневековье (V-Х века) там было, по крайней мере, три религии: зороастризм, христианство и ислам. Когда там появился иудаизм сказать трудно, потому что точных данных нет. И до сегодняшнего дня все эти религии мирно сосуществуют.
— Когда и как христианство пришло на Восточный Кавказ?
— Если следовать письменным источникам, а именно сообщению албанского историка VII века Моисея Каганкатвадзе, то христианство на Восточном Кавказе распространялось еще в апостольские времена, то есть еще в I веке. Согласно источнику, Кавказская Албанская церковь была апостольской, то есть она была основана учениками Христа. В частности, если говорить о Восточном Кавказе, территории сегодняшнего Азербайджана, то там распространял христианство один из двенадцати апостолов Варфоломей.
Его ученик Елисей после мученической смерти Варфоломея, отправился в Иерусалим, где попросил брата Иисуса Христа Якова разрешения назначить его епископом именно на Восточном и Северо-Восточном Кавказе. По данным источника, на обратном пути Елисей не зашел ни в один религиозный центр Азербайджана, а направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. Дербент тогда называли Чога, Чор (Чол).
Так вот Елисей пришел и проповедовал в Чоре. Это 60-62 год нашей эры.
— То есть центр христианства на Восточном Кавказе находился именно в Дербенте?
— На сегодняшний день мы имеем данные письменных источников, подтверждающих, что Дербент был одним из крупнейших христианских центров. Более того, можно сказать, что в V — первой половине VI века тут была резиденция главы всей Албанской церкви — католикоса, аналогично современному патриарху.
Примерно в 551 году престол католикосов был перенесен в Портав — в административную столицу Кавказской Албании. Но Дербент продолжает оставаться одним из крупнейших христианских центров, где до нашего времени сохранились памятники христианского строительства. Например, предполагается что Джума-мечеть — самая древняя мечеть СНГ и одна из древнейших в мире — в VI веке была большим христианским храмом. Это обычная практика, когда приходит другая религия какие-то религиозные постройки перестраиваются под свои нужды.
В этой мечети интерес представляют подкупольный зал и михраб (ниша, всегда обращенная на Мекку — ред.), которые выдвинуты на 6,5 метра за пределы южной стены мечети. Это конструктивно было связано с необходимостью расширить композиционное пространство перед михрабом и южную стену перестроили.
Еще один христианский памятник — так называемое крестообразное водохранилище — был выявлен при раскопках в цитадели Нарын-Кала (древняя доарабская крепость в нагорной части Дербента — ред.). Я заложил там раскопы, оказалось, что на 8,5 метра это сооружение стояло в V веке на поверхности. То есть если бы его построили как водохранилище, то напор воды развалил бы стены, к тому же никаких следов водоводов, входящих в это сооружение, в слоях ранее XVII века не обнаружено. Водоводы имеются только в слоях XVII-XIX веков, когда это сооружение использовалось как водохранилище.
Поэтому мы тогда предположили, что это христианский храм, который был перестроен. Такие крестообразные храмы типичны для Закавказья, Армении, Грузии, Азербайджана в V-VII веках. Когда в VII веке пришли арабы, они могли использовать храм, например, как подсобное помещение. С годами обвалился купол, часть стен, и в итоге он пришел в негодность. А в начале XVII века сооружение перестроили, подвели воду и с этого времени использовали его как водохранилище.
Для меня как исследователя археологии Дербента сомнений нет, что это христианский храм. Он ориентирован по сторонам света, что для водохранилища не нужно. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Он также имеет 8-10 метров культурного слоя около своих стен.
— Можно ли назвать этот храм древнейшим на территории России?
— Однозначный ответ пока дать не могу по нескольким причинам. Пока археологически она датируется V веком, и дата может сдвинуться на век или два вперед. Мы исходим из исторической обстановки. В VI веке там точно не могли строить христианскую церковь, потому что в это время в цитадели был сасанидский гарнизон (сасаниды исповедовали зороастризм), а затем их сменили арабы. Остается V век — в то время Дербент был христианским оплотом сопротивления зороастризму.
— Собираются ли восстановить этот храм?
— По моим сведениям, глава Дагестана подарил московскому патриарху макет этого храма — как он будет выглядеть после восстановления. Экс-глава Дербента Имам Яралиев планировал очистить стены храма от культурного слоя и вывести на поверхность. Но оказалось, что необходимый объем археологических работ не позволяет осуществить эту прекрасную идею быстро. Это не просто тысячи кубометров грунта, которые можно бульдозерами или экскаваторами сдвинуть. Тут надо копать лопатами, кисточкой и ножом — огромная работа на десятки лет, потому что сегодня он на 9-10 метров покрыт культурным слоем. Но я думаю, дорогу осилит идущий.
— Много споров возникает вокруг возраста Дербента. Что позволяет предполагать более древний возраст города, чем дата в 2000 лет?
— Когда мы начали раскопки в 1970 году все считали, что там нечего копать, так как все известно. В первый год у нас не было никаких сенсаций, а второй год принес сенсацию — появились материалы древнее сасанидского периода, ниже VI века. Сначала мы открыли сырцовую стену, которую я датировал серединой V века. Потом оказалось, что появилось албанское время, то есть время античного периода, когда Дербент вошел в Кавказскую Албанию.
Потом мы двинулись дальше, и нашли крепость более древнюю, которая лежит под крепостью, сохранившейся до нашего времени. Нижней крепости оказалось 2,7 тысячи лет. Причем дата очень точная, так как там были найдены самые ранние типы скифских наконечников стрел, которые датируются VII веком до нашей эры. Вот эта дата позволила нам сказать, что по времени прохождения скифов через знаменитые Дербентские ворота здесь уже существовала древняя крепость, то есть первый Дербент, название которого и переводится как узел, связь, запор ворот.
В местах раскопок мы находили и керамику, которую относили к эпохе ранней, средней и поздней бронзы. Мы нашли могильник, который относился к периоду поздней бронзы и раннего железа. Примерно IX-VIII века до нашей эры. Уже можно было условно отмечать 2,8-2,9 тысячи лет. Потом в 80-х годах было найдено поселение куро-аракской культуры с большим количеством материалов, в том числе две уникальные статуэтки — древнейшее изображение богини плодородия.
Такие керамические богини плодородия были широко распространены в энеолитических культурах древних земледельцев — Трипольской культуре Поднепровья и Балкан (V-III тысячелетие до нашей эры). Наши находки имеют много сходства со статуэтками Трипольской культуры, но еще больше — с древнеземледельческой культурой Палестины, причем V-IV тысячелетия до нашей эры. Вот эти своего рода "визитки" говорят, что, может быть, в Дербенте найдут даже что-то древнее, чем 5-тысячелетнее поселение.
Для нас важно, что Дербент и вообще Дагестан — это территория, которая входит в зону древнейшего распространения христианства. И сегодня нам надо стараться не отпихиваться от своей древности, своей истории, не пытаться ее принизить и уменьшить, а наоборот увеличивать, удревнять и популяризировать. В конце 80-х годов сюда приезжало около 350 тысяч туристов в сезон, и это хорошая цифра, на уровне мировых памятников. Думаю, когда-то мы к этой цифре вернемся и даже перешагнем.