МОСКВА, 18 авг — РИА Новости/Прайм, Виталий Солдатских. Московский банк "Евромет" и рославльский "Смолевич" были отключены от системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) Банка России, сообщил РИА Новости источник в банковских кругах.
По его словам, речь идет о полном типе ограничений. Это означает, что платежная система ЦБ не проводит и не принимает все платежи этих кредитных организаций.
В начале августа ЦБ отключил от БЭСП Пробизнесбанк. Позже регулятор ввел в кредитную организацию временную администрацию и разрешил банку пользоваться системой вновь, а 12 августа у банка была отозвана лицензия.
В конце июля от БЭСП были отключены "Банк расчетов и сбережений", а также Далетбанк. ЦБ отозвал у них лицензию 3 августа.
Отключение банка от БЭСП не обязательно означает, что у кредитной организации будет отозвана лицензия или запущена процедура санации. В некоторых случаях такое отключение является временным. Также ЦБ не всегда отключает банк от БЭСП перед отзывом у него лицензии. В среднем между отключением от БЭСП и отзывом лицензии проходит около двух недель.
"Евромет", по данным РИА Рейтинг, занимал по состоянию на 1 июля 254-е место среди российских банков с активами в размере 10,6 миллиарда рублей. "Смолевич" занимал 550-е место с активами в размере 2,04 миллиарда рублей.
Проблемный смоленский банк
"Смолевич" создан в 1990 году в Рославле Смоленской области на базе одноименного отделения Промстройбанка. В настоящее время банк имеет 23 подразделения, в том числе 11 — на территории Крыма.
По данным отчетности смоленского банка, его обязательства перед населением составляют более 1 миллиарда рублей. "Смолевич" является участником системы страхования вкладов.
В конце 2013 года и январе 2014 года банк нарушал обязательные нормативы ликвидности Н2 и Н3. Тогда в банке возникли проблемы и он временно прекратил выдачу кредитов, а также ограничил сумму по выдаче средств со вкладов при досрочном снятии.
Также банк в 2013 году и в ноябре 2014 года привлекался к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Сотрудники банки подтвердили, что в настоящее время платежи не проводятся.
Банк с идеальным кредитным портфелем
Обязательства "Евромета" перед населением составляют 5,2 миллиарда рублей. Банк является участником системы страхования вкладов, однако "Евромет" — один из немногих банков, привлекающих средства через сберегательные сертификаты, владельцы которых не могут рассчитывать на компенсацию от Агентства по страхованию вкладов в случае отзыва у банка лицензии.
Примечательно, что на балансе банка находятся кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на сумму 9,4 миллиарда рублей, а также кредиты гражданам на 53 миллиона рублей, при этом среди них нет ни одного проблемного — просрочка по ним нулевая.
"Нулевая просрочка по портфелю юрлиц часто говорит как раз не о высоком качестве портфеля, а о скрытых проблемах. Уже не раз были случаи отзыва лицензий или масштабного дорезервирования именно у банков с формально почти "идеальным" портфелем. Если банк отключен от БЭСП и его пристально оценивает ЦБ, то очень вероятно, что реальное качество портфеля несовместимо с нормальной работой", — считает независимый эксперт Павел Самиев.
В конце апреля Национальное рейтинговое агентство подтвердило рейтинг кредитоспособности "Евромета" на уровне "А-" (способность своевременно и полностью выполнять обязательства оценивается как высокая). При этом рейтингу был присвоен негативный прогноз из-за невысокой доли ликвидных активов и активов моментной ликвидности в структуре активов-нетто банка.
Также агентство отметило "высокую концентрацию кредитного портфеля на компаниях торговой отрасли и слабую диверсификацию по видам залогового обеспечения (основной объект залога — товары в обороте)", отток средств юридических лиц год к году, повышенный уровень валютных рисков (порядка 37% активов и 49% обязательств номинировано в иностранной валюте), случаи нарушения нормативов ликвидности (Н2 и Н3).
В "Евромете" от комментариев официально отказались. Однако в офисе сотрудник банка заявил, что у них произошел "технический сбой", поэтому все платежи "оформляются вручную и отвозятся в расчетно-кассовый центр".
"Пока что мы стараемся работать нормально… руками если надо забиваем, если программа отказывается с нами сотрудничать", — пояснили в банке.