Индия и Россия готовят к предстоящему саммиту значительный объем документов, касающийся в том числе сотрудничества в энергетической и оборонной сфере. Дата встречи лидеров двух стран все еще согласуется и окончательно будет объявлена, скорее всего, осенью, после визита в Россию глав МИД и Минобороны Индии. О том, какие договоренности могут быть озвучены в ходе предстоящих переговоров, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Полине Чернице рассказал чрезвычайный и полномочный посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван.
— Когда может пройти встреча лидеров Индии и РФ? Кремль ранее заявил, что она может быть перенесена с декабря на осень, в свою очередь дипломатический источник в Дели сообщил ранее РИА Новости, что визит господина Моди может состояться в конце ноября. Вы можете это подтвердить?
— Мы ожидаем, что встреча на высшем уровне между лидерами Индии и России, состоится ближе к концу года. Точная дата пока еще согласовывается.
Планируется, что в ходе подготовки саммита в России состоится ряд двусторонних встреч. В том числе речь идет о двух главных совещаниях: заседании совместной российско-индийской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству под руководством вице-премьера РФ и министра иностранных дел Индии и межправкомиссии по ВТС (военно-техническому сотрудничеству — ред.), возглавляемой министрами обороны двух стран.
Как ожидается, эти встречи состоятся осенью, конкретной даты еще нет. Также в преддверии этих заседаний пройдет несколько встреч на уровне рабочих групп. Таким образом, в предстоящие несколько месяцев у нас очень плотный рабочий график.
— Когда может быть подписано соглашение о зоне свободной торговли между Индией и ЕАЭС? Может ли это произойти до конца года?
— Мы считаем взаимовыгодным более широкое взаимодействие между Индией и Евразийским экономическим союзом, это может привести к значительному скачку нашего экономического сотрудничества.
Мы уже начали диалог, чтобы проанализировать все аспекты этого взаимодействия. Совместная встреча экспертов по предлагаемому соглашению о зоне свободной торговли (ЗСТ) прошла в Москве 31 июля 2015 года. Сейчас мы сосредоточены на согласовании тех секторов, которые будет охватывать соглашение о ЗСТ, а также на сроках, когда будет готов совместный доклад, который будет содержать рекомендации для наших правительств.
Пока рано говорить, когда именно мы можем ожидать подписания соглашения о ЗСТ, но я уверен, что обе стороны заинтересованы сделать это как можно раньше.
— Какие сельхозтовары, которые в данный момент не поставляются, могут быть интересны Индии для ввоза в Россию?
— Поставки сельхозпродукции являются одним из важнейших направлений нашего торгового сотрудничества. Напомню, что Индия на регулярной основе уже экспортирует в Россию чай, кофе, рис, специи, фрукты, овощи и ряд других товаров.
Недавно четыре индийские компании получили разрешение на экспорт мяса буйвола в Россию, первая партия уже прибыла в Россию в апреле 2015 года. Одна индийская компания также получила разрешение на экспорт яичного порошка в Россию, при этом вопрос об экспорте молочных продуктов пока все еще на стадии переговоров. Мы сейчас заканчиваем переговоры с Россельхознадзором по подготовке сертификации молочной продукции. Отобраны несколько индийских компаний, они вошли в шорт-лист. И существует целый ряд требований, который им необходимо выполнить, чтобы начать поставки. Сейчас мы заканчиваем обсуждение этих деталей, и затем соглашение будет подписано. Мы также заинтересованы в расширении экспорта, в поставках сахара, например. Если будет такой запрос с российской стороны, то мы бы хотели его поставлять. То же и с экспортом табака, мы бы хотели расширить и его поставки в Россию. Как только мы проведем переговоры, в том числе о цене поставок, мы можем начать экспорт.
— В Федерации индийских экспортных организаций в конце прошлого года выражали надежду, что в связи с эмбарго экспорт индийских товаров в РФ к 2018 году увеличится почти вдвое — до 4 миллиардов долларов с 2,12 миллиарда долларов в 2014. Для поставок каких товаров в Россию видите потенциал роста?
— Мы не используем полностью наш экспортный потенциал, я имею в виду поставки в Россию сельхозпродукции, техники, автомобильных компонентов, фармацевтической продукции. Мы работаем над тем, чтобы сблизить потенциальных бизнес-партнеров. И мы видим повышенный интерес к этому — активное участие в совместных выставках прямое тому доказательство. Тем не менее о каких-то результатах можно будет судить только через нескольких месяцев. Это часть коммерческих переговоров. Но запрос есть.
Другой аспект проблемы — время, которое тратится на поставки. Необходимо искать короткие маршруты, особенно это касается сельхозпродукции. И здесь можно упомянуть о важности проекта "Коридор Север-Юг". Мы действительно активно работаем над запуском этого проекта, потому что это вдвое снизит издержки.
— А когда может быть закончена работа над проектом "Север-Юг"?
— Нельзя сейчас ответить на этот вопрос, потому что остается согласовать много деталей. Но мы продвигаемся очень быстро. Ранее глава ФТС Бельянинов заявил, что в ближайшее время планирует встретиться с коллегами из Индии, Ирана и Азербайджана для обсуждения гармонизации таможенных условий в рамках этого проекта. Добавлю, что в этой встрече, которая пройдет с 19 по 21 августа в Нью-Дели, примут участие не четыре, а восемь стран, участвующих в реализации проекта, и эти консультации должны будут активизировать работу. Мы хотим, чтобы он был запущен уже в начале 2016 года.
— Планируется ли участие российского самолета Sukhoi Superjet в программе Make in India ("Делай в Индии")? Заинтересована ли в этом индийская сторона?
— Это очень сложный вопрос. Российская сторона ранее проявила интерес к передаче технологий и возможной совместной реализации проекта Sukhoi Superjet в рамках программы Make in India. Мы провели ряд переговоров. Но суть в том, что Sukhoi Superjet — это коммерческий гражданский самолет. И вопрос реализации данного проекта зависит от того, сможем ли мы найти подходящего венчурного партнера в Индии, который будет обладать не только необходимыми техническими и финансовыми возможностями, но который может организовать спрос со стороны индийских и иностранных авиакомпаний. Потому что если мы запустим производство Sukhoi Superjet в Индии, он будет продаваться не только внутри страны. И это не может произойти за один день. Индия очень заинтересована в этом проекте. Однако это потребует времени.
— Речь идет о месяцах или годах?
— Зависит от многих обстоятельств. Здесь рано говорить о конкретных сроках. При этом мы сейчас обсуждаем и ряд других проектов в рамках инициативы Make in India.
— А как продвигаются переговоры по созданию СП по производству вертолетов?
— Недавно мы договорились о совместном производстве вертолетов Ка226-Т в Индии, и, вероятно, это станет первым российско-индийским проектом в рамках данной программы (Make in India).
Процесс создания СП пока не завершен, но мы близки к этому. Сейчас обсуждается подробный бизнес-план. Ростех (головной холдинг компании "Вертолеты России" — ред.) уже имеет венчурного партнера в Индии, создание СП — это следующий шаг.
Отмечу, что вооруженные силы, Минобороны Индии уже проявили большой интерес к проекту, тем более что сам вертолет уже прошел технические испытания в Индии. Я надеюсь, что к моменту проведения российско-индийского саммита, к встрече премьера Моди и президента Путина у нас на руках уже будет подробно разработанная дорожная карта. А как только у нас будет дорожная карта, партнеры начнут реализацию проекта.
— Ранее в интервью РИА Новости вы заявляли, что Индия до конца 2015 года может создать условия для организации аукционов по продаже алмазов на выгодных для российской алмазодобывающей компании АЛРОСА условиях. Есть ли уже какой-то прогресс в этой сфере?
— Недавно я встречался с президентом АЛРОСА, чтобы обсудить вопросы дальнейшего сотрудничества. Мы уже добились определенного прогресса. Правительство Индии создало особую уведомительную зону в рамках алмазной биржи в Мумбаи, и мы сейчас прорабатываем дальнейшие шаги, чтобы создать более благоприятные условия для прямой торговли Индии с экспортерами алмазов, в том числе с АЛРОСА.
Но создание зоны — это первый необходимый для этого шаг. Хотя остаются и другие аспекты, по которым пока ведутся переговоры. Они в основном технические. И я надеюсь, что некоторые из них будут решены ко времени визита премьер-министра Моди в Россию.
Но не надо забывать, что влияние оказывает и кризис, в котором сейчас оказалась алмазная отрасль: в первую очередь это спровоцировало падение спроса. Так что ответ на ваш вопрос: такие условия будут созданы для АЛРОСА и других поставщиков алмазов, когда будут решены оба вопроса: создание условий как внутри Индии, так и в самой индустрии.
— Судя по вашим словам, к предстоящему саммиту готовится очень значительное количество если не контрактов, то заявлений или решений…
— Мы бы хотели этого. И это как раз свидетельствует о том значении, которое имеют эти ежегодные саммиты: такие рамки помогают интенсифицировать рабочий процесс, задают ему определенный темп. Ведь на каждом саммите нужно представлять результаты.
— В январе этого года торгпред России в Индии заявлял, что индийская госкорпорация State Trading Corporation (STC) заинтересована в долгосрочных контрактах на поставку товаров из России. На какой стадии переговоры сейчас? Когда и на какие товары может быть заключен контракт? С какими российскими компаниями?
— Государственная торговая корпорация (ГТК) Индии выразила заинтересованность в долгосрочных контрактах на поставку российской сырой нефти. Между ГТК и крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями был установлен прямой контакт, и сейчас они обсуждают условия и сроки таких контрактов. Компании сейчас активно изучают возможности для сотрудничества по широкому спектру направлений, включая проекты в области разведки, освоения, транспортировки и переработки. Мы надеемся, что в скором времени эти переговоры приведут к конкретным результатам.
Основным партнером нескольких индийских компаний является "Роснефть". В первую очередь я имею в виду контракт, подписанный в июле на полях саммита БРИКС с компанией Essar.
Помимо этого "Роснефть" сейчас ведет переговоры с нашей крупнейшей нефтяной компанией ONGC по их выходу на российский рынок с некоторыми новыми проектами. Компании ведут переговоры по инвестированию в несколько месторождений, они очень заинтересованы в этом. ONGC уже закрепила свое присутствие на российском рынке, инвестируя в такие проекты, как Сахалин-1 и "Норд Империал" в Томске.
Затем наша газовая компания GAIL: у нее уже есть контракт с Газпромом на поставки СПГ. Компания "Газпром нефть" также ведет переговоры с индийскими компаниями о поставках нефти. Так что мы ведем переговоры по многим направлениям. И я думаю, в ближайшие месяцы у нас будет понимание о том, как эти контакты развиваются.
— Но основным партнером так и останется Роснефть?
— Как посмотреть. Ведь у нас проекты по СПГ с "Роснефтью", "Новатеком" и "Газпромом". И это зависит в том числе от того, кто будет более привлекательным (партнером — ред.).
— А ЛУКОЙЛ?
— Какое-то время назад некоторые индийские компании вели переговоры с ЛУКОЙЛом, но в настоящее время я не знаю о таких контактах.
— Ранее министр промышленности и торговли госпожа Ситхараман заявляла, что Индия нуждается в триллионе долларов инвестиций в модернизацию инфраструктуры. Ведутся ли какие-то переговоры с российской стороной о таких инвестициях? Если да, то с какими фондами? И в какие проекты?
— Мы рассматриваем несколько совместных проектов в рамках упомянутой программы Make in India в таких секторах как машиностроение, авиация, инфраструктура, научные исследования. Мы знаем о большом интересе российской стороны к участию в таких проектах, как промышленный коридор Дели-Мумбаи. Тем не менее потребуется еще определенное время, так как многие из предложений находятся на стадии переговоров.
— А на какой стадии находятся переговоры по участию российских компаний в этом проекте?
— Все гораздо сложнее. Мы говорим не только о коридоре как таковом, но и связанных с ним других проектах, сотнях проектов: железных дорогах, создании умных городов, создании инфраструктуры. Есть ряд российских компаний, которые заинтересованы в сотрудничестве: к примеру, "Система", которая заинтересована в умных городах и которая также является частью проекта. Так что сейчас параллельно идет множество переговоров. И так по многим направлениям российско-индийского сотрудничества, которые активизировались за последние 6шесть-восемь месяцев.
Приведу пример, не связанный с проектом коридора Дели-Мумбай. В России в конце августа будет проходить авиашоу МАКС. И уже 25 индийских компаний заявили, что примут в нем участие. Такого интереса не было очень давно. И я продолжаю получать письма с заявками.
По последним данным, уже 35 компаний хотят приехать на шоу. И это свидетельствует о значительном интересе индийского бизнеса. И, кстати, Минпромторг сейчас хочет организовать поездку для российских компаний в Индию, чтобы в том числе обсудить перспективы участия в программе Make in India. Это и есть факты, а не просто разговоры о растущем взаимном экономическом интересе.
— Когда может состояться такая поездка?
— Минпромторг заявил, что организует такую поездку в сентябре.
— Проявляют ли российские электроэнергетические компании желание участвовать в разработке или строительстве энергообъектов в Индии?
— Сегодня существует значительный потенциал для реализации новых энергетических проектов в Индии, а также для участия в проектах по модернизации и ремонту ТЭЦ, построенных совместно с СССР.
— Как вы оцениваете впервые прошедший в России и во всем мире День йоги?
— Мы были поражены тем, какой интерес был проявлен к международному Дню йоги, который был отпразднован впервые в этом году, в том числе в России. По нашим оценкам, в различных мероприятиях приняли участие более 45 тысяч человек из более чем 60 регионов страны — почти во всех часовых поясах. Я думаю, это прекрасно иллюстрирует глубокий интерес россиян к йоге.
— Какую роль играют страны БРИКС в экономическом сотрудничестве Индии? Какие новые проекты планирует Индия в рамках БРИКС, ШОС?
— Двусторонний торговый оборот Индии с партнерами по БРИКС сегодня достиг значительного уровня. Однако сегодня мы должны продолжить работу по наращиванию нашего внутрирегионального экономического сотрудничества. На прошедшем в Уфе саммите премьер-министр Индии обозначил ряд новых идей по усилению кооперации внутри БРИКС. И он также предложил, чтобы первым проектом, который будет профинансирован из нового Банка развития, стал бы проект в области зеленой энергетики.
Добавлю, Китай сегодня является нашим крупнейшим торговым партнером, мы хотели бы нарастить наше торговое сотрудничество с Россией. И обе стороны сегодня работают над этим.
— Как намерен Нью-Дели сотрудничать с Исламабадом в рамках ШОС?
— ШОС является важным региональным механизмом для сотрудничества в таких областях, как экономика, энергетика, транспорт, культура, а также в вопросах региональной безопасности и борьбы с терроризмом.
Индия является наблюдателем в ШОС с 2005 года, а на саммите в Уфе был запущен процесс по присоединению Индии к ШОС в качестве полноправного члена. Мы намерены участвовать в инициативах и проектах ШОС, вносить свой вклад в достижение общих целей. И Индия не намерена привносить двусторонние вопросы в деятельность этой многосторонней организации.