КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ (Амурская обл.), 14 авг — РИА Новости, Екатерина Згировская. Новый российский космодром Восточный, на протяжении трех лет строящийся в Амурской области по распоряжению президента, с нетерпением ждет в начале сентября прибытия ракеты-носителя "Союз-2", запуск которой запланирован под Новый год.
Корреспондент РИА Новости в начале мая приезжала в "новую космическую гавань" посмотреть, как живет космодром Восточный, и разобраться с бушевавшими весной на стройке скандалами с зарплатами рабочих субподрядных организаций. Спустя три месяца мы вернулись, чтобы понять, что изменилось, и оценить, как растет космодром Восточный в ожидании ракеты.
Стеклянный вокзал и поезд для ракеты
"Уже совсем скоро — в начале сентября, последний раз говорили третьего числа", — обрисовал РИА Новости ожидаемые сроки прибытия "Союза-2" представитель Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) на главной "спецстройке" страны.
Стройка все еще остается стройкой, но "под прикрытием строителей" теперь по ней не так просто передвигаться — здесь теперь во многом командует ЦЭНКИ. Так, еще в мае созданный в закрытом поселке Углегорске, который сольется со строящимся для работников космодрома городком Циолковским, железнодорожный вокзал был будто бесхозным. В стеклянном здании, которое буквально сливается с отражающимся в нем небом, обитал только "станционный смотритель", а войти на объект в сопровождении представителей застройщика не составляло проблем. Теперь без разрешения "космических хозяев" посторонним вход воспрещен — здесь уже стоит оборудование, компьютеры, сидят специалисты, прикрывающие экраны с, вероятно, секретной информацией. Даже на уникальный для Амурской области эскалатор (такие в регионе есть только на этом вокзале и в нескольких торговых центрах) зайти и проехаться уже нельзя.
Отсюда тянутся уже проложенные 28 километров железнодорожного полотна, еще 44 предстоит протянуть к будущему аэропорту и другой "инфраструктуре будущего". "Первый этап мы сдавали в прошлом году, в этом году планируется второй завершить. Если брать с учетом того, что мы не являемся специализированным предприятием, у нас нет спецтехники, но при той технологии, по которой мы работали, это считается довольно прилично", — поделился с РИА Новости замначальника Амурского отделения Спецстроя России Дмитрий Дубков.
По этой дороге и будет следовать та самая ракета "Союз-2", чей полет в космос ожидается в конце декабря. В дальнейшем здесь будет и грузовое и пассажирское движение — работников из Циолковского будут возить на технический и стартовый комплексы космодрома, но пока сообщение ведется автобусами, потому как боевой расчет еще не приехал и потоки не массовые.
Роскосмос уже обзавелся двумя локомотивами, позже появится третий. Эти поезда с вокзала поедут на "техничку", откуда заберут собранную ракету-носитель и медленно отвезут ее на старт. Корреспонденту РИА Новости удалось проехать путем ракеты, который лежит буквально "по деревням": прямо вдоль полотна стоят деревянные домики с огородами, цветут подсолнухи, а местные жители уже не реагируют на проезжающий локомотив.
Чистый "дом" для ракеты
По прибытии на территорию космодрома "Союз-2" в разобранном виде отправится на монтажно-испытательный комплекс (МИК). Это "дом" для ракеты, здесь ее соберут, протестируют системы и будут хранить до часа икс, когда придет пора отправиться на стартовый комплекс и исполнить ее "космический долг".
Три месяца назад МИК напоминал недоделанный склад высотой 38 метров — примерно семиэтажное здание, здесь мешали бетон, вели сварку, и все происходило в полутьме. Сегодня в большом "доме" почти полностью обшиты стены, установлены "фермы", с которых будут проводить тестирование носителя, одна из стен и вовсе оказалась стеклянной — ее называют "витражом". Выяснилось, что по техническим требованиям ракете нужен дневной свет.
К слову, в МИКе ракеты-носителя будет "проживать" не одна ракета, их здесь можно разместить три и одновременно вести работы на двух из них.
Как сообщил РИА Новости заместитель главного конструктора филиала ФГУП ЦЭНКИ КБ "Мотор" Александр Кильдишев, в МИК ракеты-носителя остались только финишные работы, ведущиеся параллельно со строителями. "Так как это новый космодром, я пока вам ответить не смогу, сколько будет требоваться времени на сборку ракеты по прибытии. Это будет первый шаг", — делится Кильдишев, приехавший на Восточный полтора года назад с Байконура, где работал с 1995 года.
"По опыту Байконура, у нас в зале "Протона" находилось и три ракеты сразу — на двух вели работы по проверке, а одна — на хранении. Как только одну ракету стыковали и она уходила на старт, на это рабочее место перемещали ракету, которая была на хранении, и проводили там параллельные работы. Это все реально и возможно", — обрисовал он ситуацию с размещением в МИКе тройки "Союзов".
В "доме" для ракеты должна быть особая чистота, здесь и в монтажно-испытательном комплексе космических аппаратов (он находится по соседству и соединен специальной галереей с "трансбордером" — своего рода "подносом" для элементов спутника и ракеты, призванным снизить риски повреждений при транспортировке) даже полы будут стерильные. Такую технологию уже опробовали на Плесецке — в зале сборки знаменитой "Ангары": антистатичный пол не будет давать на себя упасть даже пылинке, это достигается избыточным давлением.
"Давление подается с потолка через воздуховоды, они уже частично смонтированы, на память — это 1 миллион кубов в час. Оно сверху давит, а снизу вытяжная вентиляция. Здесь создается давление больше, и пыль вытесняется в вытяжную вентиляцию", — рассказывает замначальника филиала Спецстроя "Космодром Восточный" по строительству Евгений Кротов.
Кстати, площадь места обитания космических аппаратов достигает 8640 квадратов, говорят, он может вместить в себя 13 Boeing-737, 197 автобусов или 170 вагонов — в таком огромном помещении не так просто создать эффект чистоты.
Работы здесь планировалось закончить несколько дней назад, но внесли изменения в чертежи по вентиляции, и план сдвинулся — теперь все зависит от поставки материалов. По сравнению с тем, что еще весной отставание по ряду объектов достигало порядка полутора месяцев, десяток дней сегодня уже выглядит не так страшно — такой срок наверстать не проблема.
Нетрадиционное командование
Уникальность Восточного еще и в том, что здесь впервые решено было построить не традиционный подземный командный пункт, а возвести его над поверхностью. Объяснить эту инновацию нам не смогли — очевидно, эксперимент. В здании множество залов — 186 дверей, за одной из них прячется местный "центр управления полетом", здесь же будет производиться самое главное действие — "ключ на старт". К слову, это действительно будет ключ, а не кнопка, как иногда говорят.
"Бункер" обладает почти метровыми стенами и перекрытиями и противоосколочной сеткой, которые защитят его, если "что-то пойдет не так" и ракету "занесет" в сторону командного пункта. После нештатной ситуации здесь автономно можно прожить двое суток, для чего созданы все условия: есть надежная система охлаждения на случай пожара, воздухоподача, система тушения, электричество, запас разогреваемой еды, вода и прочее.
Командный пункт строят с 2013 года, по словам работников, сдача объекта просрочена из-за возникших весной проблем с платежами и поставками, но проблема решаема. "В течение месяца его можно сделать полностью. Были задержки с платежами, но сейчас дело настроилось", — поясняют субподрядчики.
Цвет имеет значение
Самый главный объект космодрома — стартовое сооружение, откуда ракеты "Союз-2" будут уходить в космос — производит впечатление почти готового. Во всяком случае, не специалисту проще всего оценить изменения именно на этом объекте стройки — он в буквальном смысле растет на глазах.
Так, еще зимой "огневое кольцо" стартового стола, куда будут устанавливать ракету, представляло собой яму, залитую бетоном. Уже весной "яма" обрела очертания, напоминающие стартовый стол, здесь даже появилось оборудование — в частности, кабина обслуживания ракеты в виде "лепестков", над столом возвышался каркас 52-метровой Мобильной башни обслуживания, на которой активно велись монтажные работы.
Сегодня завершается бетонирование газоотвода (та самая яма, куда будут вылетать огненные хвосты стартующей ракеты), над стартовым столом возвышаются "фермы" — своеобразные лапы, которые будут обнимать "вертикализованную" ракету.
Мобильная башня обслуживания (МБО), предназначенная для выполнения предстартовых работ на носителе и защите его от внешнего воздействия, в том числе и погодных условий, уже на треть обшита сине-бело-голубыми панелями и даже успела совершить свой первый тестовый "проезд" от исходного положения до "огневого кольца". Скорость МБО до 12 метров в минуту, всего ей нужно преодолеть 100 метров, это расстояние она пройдет за время от 10 до 30 минут в зависимости от внешней среды — за рекордами здесь никто не гонится, главное безопасность.
На Башне и самом стартовом сооружении уже завершается монтаж крупногабаритного оборудования. Здесь уже появились лифты, правда, их пока только тестируют, кроме того, начали собирать системы эвакуации — специальные кабины, в которые работник в нештатной ситуации может прыгнуть и попасть в специальный мягкий "рукав", по которому он медленно будет падать прямо в спецпомещение.
Каждый элемент внутри башни и "фермы" стартового стола окрашены в свой цвет — синий (цвет "ферм"), желтый (поверхности "ферм", по которым можно ходить, и некоторых панелей на МБО), красный и серый (но серый могут заменить на зеленый). И это не случайно: цвет здесь имеет значение, хотя на первый взгляд кажется, будто космодром решили выкрасить в цвета неба, облаков и солнца, которое в Амурской области светит более 300 дней в году.
"Красное, обычно — съемное оборудование", — поясняют представители ЦЭНКИ, показывая на перила на МБО. Их будут убирать, когда Башня наедет на ракету, специалисты пристегнутся специальными тросами и будут обслуживать "Союз".
Возле стартового стола в целях безопасности уже начали установку 150-метровых молниеотводов по уникальной, созданной именно здесь, на Восточном, "укрупненной технологии", позволяющей быстрее обычного собирать "конструктор" башни. Рассматривался даже вариант подъема конструкций при помощи вертолета, но от подобной роскоши отказались из соображений экономии средств.
Жесткий мониторинг
Истерия вокруг финансов на стройке уже явно прошла, и общее настроение не напоминает о неурядицах с растратами, невыплаченными субподрядчиками своим сотрудникам зарплатами и сказками про обеды из "куриных спинок", которые были весной.
Как пояснили РИА Новости в штабе Спецстроя, основная задача сейчас — "жесткий мониторинг", необходимо "блюсти мелочи" и следить за тем, чтобы все материалы и комплектующие от поставщиков приходили вовремя. Это "объективная нервотрепка", связанная с тем, что работы по обеспечению исполнения задачи отправки первой ракеты в космос в декабре выходят на финишную прямую.
"Сейчас подошли к плановой сдаче в установленном порядке, параллельная работа со специалистами Роскосмоса и привлечение лучших специалистов главков Спецстроя со всей страны дало по динамике огромный плюс", — отмечают в штабе, поясняя, что недобросовестные исполнители отсеялись еще в то время, когда развернулись скандалы и интриги с многоуровневой системой субподряда.
"Президент принял решение по финансированию своевременно, сейчас проблем с выплатой заработной платы по космодрому нет", — подчеркивает Спецстрой.
Массового десанта специалистов на Восточный направлять сегодня уже не требуется. Люди расставлены по ключевым местам, теперь нужны не рабочие руки, а ресурсы, чтобы вовремя подготовить тепловые, электрические и прочие системы жизнедеятельности космодрома, главной миссией которого будет обеспечение независимого доступа России в космическое пространство.