МОСКВА, 12 авг — РИА Новости, Ольга Кирющенко. Новый учебный год скоро начнется в России не только для миллионов школьников и студентов. 30 сентября за парты предстоит сесть нескольким десяткам высокопоставленных чиновников российских министерств и ведомств, которые в течение месяца получат новые знания и навыки, необходимые им в работе. Подобное обучение организуется ежегодно.
Чему и как учат на курсах повышения квалификации госслужащих высшей и главной категории рассказали РИА Новости представители вузов, организующих обучение.
Учителя и ученики
"В потоке обычно около 40 человек. Уровень от замминистра, но в основном это директора департаментов и начальники управлений. Состав смешанный, представлены практически все министерства", — рассказал проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин.
Проводить в академии им предстоит по восемь часов в день, но полностью на месяц отрывать чиновников от работы не предполагается. Изучение каждого из программных модулей занимает пару дней, после чего можно сделать перерыв в обучении и вернуться к текущим делам. В конце обучения слушателей ждет экзамен, который проводится в форме электронного тестирования или в формате устных вопросов и ответов.
Преподавателей для чиновников-студентов выбирают особенно тщательно. "Учить чиновников высокого уровня в формате студентов, когда им читает лекции человек теоретически подкованный, но не имеющий практического опыта работы и не знающий самых последних кейсов из практики, нельзя. Это самоубийственно. Со стороны слушателей такого уровня будут нарекания, что мы и так все это знаем", — пояснил Буташин.
Наряду с экспертами академии к преподаванию привлекают высших госчиновников, которые способны рассказать не только о последних изменениях в курируемых ими сферах деятельности, но и о том, что правительство еще только планирует сделать. Лекции в РАНХиГС уже читали, к примеру, вице-премьеры Дмитрий Козак и Ольга Голодец, глава Минфина Антон Силуанов, первый замруководителя аппарата правительства Максим Акимов. "На такого уровня программах работают люди, которых слушают затаив дыхание", — отмечает проректор.
Кто именно окажется в числе преподавателей в этом году, станет известно в последний момент. "Мы не знаем до последнего дня, кто именно будет читать. Это связано с графиком этих людей, их загруженностью. Но всегда есть два-три эксперта на такие программы, которых мы резервируем, если первый эксперт не сможет приехать", — рассказал Буташин.
Выступление эксперта обычно состоит из трех частей: рассказ об актуальных вопросах предметной области, обсуждение и встречные вопросы от аудитории. Нередко вопросы задает и сам приглашенный эксперт, чтобы понять, как воспринимается деятельность его министерства или та сфера, за которую он отвечает, со стороны его коллег из других министерств и регионов.
Чему учиться чиновнику
Программы для госчиновников в РАНХиГС состоят из восьми модулей, из которых слушатели должны выбрать для изучения не менее четырех. Им расскажут о правовых аспектах госуправления, законодательных новациях последнего года, вопросах финансово-бюджетной сферы, информационных технологиях в госуправлении. Есть и отраслевые темы, посвященные промышленности, сельскому хозяйству, высоким технологиям.
Содержание программ постоянно актуализируется с учетом требований сегодняшнего дня. "В прошлом году мы давали больше тем, связанных с антикризисным управлением. В этом году будем давать тему, связанную с санкциями, с импортозамещением", — рассказал Буташин.
По его словам, госуправленцы должны понимать, что импортозамещение как таковое — не самоцель. "Импортозамещение должно быть экспортноориентированным. Это та тема, которой необходимо всячески содействовать, развивать. Когда мы создаем отечественный продукт, замещая импортный, на уровне стандартов качества, которые соответствуют мировым стандартам, и когда мы можем его не только сами потреблять, но и продавать — вот это правильный подход", — пояснил проректор РАНХиГС.
Обучение проводится с анализом лучших из имеющихся практик. Изучают слушатели и неудачный опыт. "Смотрим, где в каких сферах мы что-то успешное получили, а где, наоборот, прокололись. Неудачные практики не менее важны в обучении, чтобы иметь их в виду при отработке рисков проектов", — сказал Буташин.
Проводить обучение высших госчиновников в октябре будет и Университет управления правительства Москвы. Здесь разработаны две программы: "Актуальные аспекты государственного управления" и "Психология государственной службы".
"Обучение ориентировано на получение слушателями комплексных знаний в сфере управленческой деятельности", — рассказал исполняющий обязанности ректора университета Василий Фивейский. Слушателей будут учить практике управления проектами, коммуникационным технологиям, обеспечению открытости информации о деятельности госорганов, современным кадровым технологиям. Расскажут им, как правильно мотивировать сотрудников, разрешать конфликтные ситуации, преподадут приемы ведения деловых переговоров и многое другое.
"Методы обучения предусматривают практические занятия и тренинги по развитию навыков публичных выступлений, освоению приемов саморегуляции в стрессовых ситуациях", — сообщил Фивейский. Отдельно будут изучаться вопросы лидерства и формирования профессиональной команды. Большой блок программы посвящен деловому этикету и протоколу. "Все это важные составляющие имиджа государственных служащих", — отметил и.о. ректора МГУУ правительства Москвы.
На учебу всем министерством
Как рассказали в РАНХиГС, некоторые министерства не довольствуются отправкой своих сотрудников на курсы для госчиновников, организованные по заказу Минтруда, а заказывают собственные программы повышения квалификации.
"Мы делаем и программы для отдельных министерств, когда министр со своим ключевым персоналом проходит активные тренинги. Это программы, заточенные под цели и задачи министерства, под конкретные требования министра — что он хочет в своем министерстве исправить", — рассказал Буташин. По его словам, большое внимание повышению квалификации своих сотрудников уделяют в Счетной палате, Минфине, Минэкономразвития, Минобрнауки.
Активнее прочих в этом году занялось обучением своих сотрудников МЧС. "(Глава МЧС) Владимир Пучков активно занялся своей командой, начиная с себя и своих заместителей до начальников региональных структур", — сообщил проректор.
Изучают сотрудники министерства общую картину социально-экономического развития России, развитие современных технологий, и то, как может измениться характер чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф в связи с развитием новых технологий, общества и развитием отдельных регионов России. Проводят для сотрудников МЧС и личностные тренинги по командообразованию, персональной эффективности, обучают их современным технологиям управления финансами.
"Хоть они и говорят, что мы не военные, но дисциплина там высочайшая: как было утверждено на коллегии министерства, так все и учатся" — рассказал Буташин.