МОСКВА, 7 авг — РИА Новости/Прайм. Введение повышающего коэффициента в обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) для злостных нарушителей правил дорожного движения (ПДД) снизит убытки страховщиков и будет способствовать более справедливой тарификации, считают опрошенные РИА Новости эксперты ведущих российских страховых компаний.
Правительство России опубликовало план по снижению смертности на дорогах страны, в котором решило поручить МВД РФ отдельно прописать в российском законодательстве состав правонарушения "опасное вождение" и ввести дифференцированное наказание за систематические нарушения ПДД. В частности, для нарушителей ПДД могут ввести повышающий коэффициент при оформлении полисов ОСАГО.
"В случае введения такого коэффициента страхователи еще внимательнее и более ответственно будут относиться к соблюдению ПДД, что, в свою очередь, должно положительно отразиться на убыточности", — отметил управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы "Ренессанс страхование" Сергей Демидов.
По мнению зампреда правления СОГАЗа Дамира Аксянова, в конечном итоге от повышения безопасности на российских дорогах выиграют не только страховые компании, которые сегодня вынуждены оплачивать убытки в результате действий дорожных лихачей, но и все законопослушные граждане.
Российский союз автостраховщиков (РСА) также поддерживает меры, которые позволяют снизить аварийность на дорогах. По словам президента РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, "это во многом является бизнес-составляющей для этой отрасли".
Справедливая тарификация
По мнению большинства страховщиков, повышение безопасности на дорогах не только благоприятно отразится на убыточности страховых компаний, но и будет способствовать появлению гибкой, справедливой и персонализированной тарификации. "Страховые компании смогут предложить страхователям более справедливые тарифы", — пояснил Демидов.
"Возможность введения повышающих коэффициентов для водителей, часто нарушающих правила дорожного движения, можно рассматривать как развитие истории с электронным договором на базе АИС РСА", — считает руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахование" Денис Макаров.
По его словам, с точки зрения страхования достаточно логичным будет включение истории нарушений в общую историю водителя. "Это будет более точно отражать уровень риска водителя по сравнению с текущим параметром (история выплат, где водитель являлся виновником, которая формируется постфактум), соответственно, система будет выставлять страхователю более точный тариф", — сказал он.
Юргенс подчеркнул, что страховым сообществом предпринимается множество усилий, чтобы законопослушные автовладельцы, которые не становятся виновниками ДТП, платили за полисы меньше.
"Неаккуратные водители, как правило, чаще становятся виновниками ДТП, в то же время сейчас ситуация такова, что в автостраховании зачастую все платят за полис исходя из усредненных показателей, что приводит в конечном счете к тому, что аккуратные водители платят за гонщиков", — пояснил президент страховых союзов.
В настоящее время, продолжил Юргенс, особенную актуальность получают системы построения бизнеса в автостраховании, основанные на понимании того, как водит автомобилист. "Выстроена система КБМ (коэффициент "бонус-малус") в ОСАГО, когда за безаварийность предоставляется существенная скидка — до 50%. С 1 августа запущено Бюро страховых историй, и аккуратные водители в результате ее применения будут меньше платить за КАСКО", — разъяснил он.
Необходимы доработки
В то же время, по мнению страховых экспертов, при обсуждении целесообразности введения повышающего коэффициента ОСАГО для злостных нарушителей ПДД, необходимо учитывать несколько факторов.
Дамир Аксянов уточнил, что в настоящее время коэффициент "бонус-малус", применяемый при расчете тарифа по ОСАГО, учитывает только аварийность, но не нарушение водителем ПДД. "Введение повышающего коэффициента для нарушителей правил может спровоцировать рост страхового мошенничества: водители, которые регулярно нарушают ПДД, с большой вероятностью станут активно пользоваться фальшивыми страховками", — предположил эксперт.
В связи с этим, считает Аксянов, одновременно с введением такого повышающего коэффициента необходимо вводить дополнительные меры контроля за оборотом бланков полисов ОСАГО. "Кроме того, потребуется продумать механизм применения такого коэффициента для полисов ОСАГО без ограничений, которые распространяются на всех водителей, допущенных к управлению транспортным средством. Это особенно актуально для автопарков юридических лиц, где доля таких полисов близка к 100%", — подчеркнул спикер.
С точки зрения эксперта СОГАЗа, повышению ответственности водителей на дорогах способствовало бы также ужесточение мер по лишению водительских прав для тех, кто многократно грубо нарушил ПДД, а также водителей, которые управляют автомобилем в нетрезвом состоянии.