МОСКВА, 6 авг — РИА Новости. Шестого августа исполняется первая годовщина трагической гибели фотографа МИА "Россия сегодня" Андрея Стенина. Траурные мероприятия пройдут в Москве и в Донбассе, а в родной Стенину Печоре уже открылась фотовыставка его памяти.
Андрей Стенин погиб 6 августа 2014 года на востоке Донецкой области: вместе с коллегами по сайту icorpus.ru Андреем Вячало и Сергеем Коренченковым он попал под обстрел со стороны украинских силовиков около села Рассыпное. Спустя год картина его гибели стала более полной: Стенин стал лишь одной из жертв страшной и бессмысленной бойни. В течение нескольких дней здесь погибли еще свыше двух десятков мирных жителей и ополченцев, а точные списки убитых еще только уточняются.
Москва: презентация книги и открытие памятника
После этого на Троекуровском кладбище состоится церемония открытия памятника на могиле Андрея Стенина.
Кроме того, все желающие смогут принести цветы к мемориальной табличке журналиста, установленной на здании "Россия сегодня" на Зубовском бульваре.
Донбасс: поминки на месте гибели
Не останется в стороне и Донбасс — здесь в 12:00 по местному времени (совпадает с московским) на поле около села Рассыпное между городами Снежное и Дмитровка соберутся местные жители, родственники погибших и даже непосредственные участники тех событий, которым удалось выжить, несмотря на полученные ранения. Они проведут траурный митинг, ожидается присутствие первых лиц самопровозглашенной ДНР.
Углич, Ярославская область
Кроме того, накануне, 5 августа, выставка работ Андрея Стенина открыла Международный фестиваль фотографии в Угличе. Тридцать шесть работ фотожурналиста составили экспозицию, размещенную на площадке Арт-Галереи фестиваля (ул. Ростовская, д. 6). Эти фотографии сделаны во время его командировок в Украину, Ливию, Турцию и Египет в 2010 — 2014 годах.
Как погиб Стенин
В деле о пропаже Стенина и его друзей с сайта icorpus.ru Андрея Вячало и Сергея Коренченкова сразу было много загадок. В последний раз они выходили на связь 5 августа 2014 года из города Снежное (80 километров к востоку от Донецка). В городском штабе ополчения журналисты сказали, что собираются поехать на юг, в поселок Дмитровка на российско-украинской границе — там шли бои, армия и Нацгвардия пытались окружить ДНР и отрезать республику от России, журналистам было что поснимать. Однако до Дмитровки они не доехали — по крайней мере, глава ее штаба с позывным "Поэт" их не видел.
Телефоны Стенина, Вячало и Коренченкова не отвечали. А через несколько дней советник министра МВД Антон Геращенко заявил, что фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" задержан силовиками. Правдоподобности словам Геращенко придавало то, что телефон Стенина был "запеленгован" в городе Славянск в 160 километрах к северо-западу от Снежного — после отступления ополченцев Славянск был превращен в штаб-квартиру силовой операции. Восьмого августа всем, кто ему звонил, пришли смс о том, что абонент снова в сети. Появилась надежда, что Стенин жив, пусть и находится в плену.
Накануне годовщины гибели Стенина корреспонденту РИА Новости удалось найти ополченца, который видел журналиста с коллегами в Дмитровке вечером 5 августа. Это местный житель с позывным "Борода". Борода свидетельствует: ребята приехали из Снежного, однако дальше блокпоста ДНР проезжать в Дмитровку не стали.
Силовики тогда пытались окружить Дмитровку — это один из ключевых населенных пунктов у российской границы. Судя по всему, журналисты побоялись оказаться в окружении и поехали обратно в Снежное. Никто не знал, что как раз в окружении еще можно было бы спастись, а вот дорога окажется смертельно опасной.
Нацгвардия обстреливала и отказывалась помогать
Взяв под контроль дорогу между Снежным и Дмитровкой, силовики стали обстреливать все проезжающие машины. Не досматривать, не препятствовать проезду, а именно расстреливать.
Шестого августа супруги Мария и Владимир Золотоус поехали из Дмитровки в Снежное, чтобы забрать дочку и внуков. Снежное было уже фактически в окружении. За две недели до этого по городу был нанесен авиаудар, погибли 13 человек. Потом в соседнем Шахтерске начались уличные бои (Стенин снимал их), а 4 августа украинские силовики обстреляли Снежное из "Смерча". Дочь попросила Золотоусов забрать их из страшного города и вывезти в Россию. Однако оказалось, что настоящая опасность поджидала не снежнянцев, а их спасителей.
"Рано утром мы поехали в Снежное. Муж не хотел ехать, как знал, что с нами произойдет. Говорил: давай не поедем! А тут ехать близко, я убедила его, — вспоминает Мария Золотоус. — Как только въехали на пригорок (у Рассыпного — ред.), неожиданно в машину начали впиваться пули. Первая же пуля попала в мужа. Он свернул с дороги в кювет. И только сказал: "Беги!"
И тут произошло чудо: дверь стареньких "Жигулей", которая вечно заедала (Владимир всегда открывал ее снаружи, чтобы Мария могла сесть), открылась моментально. Мария, которой пули впились в ногу, вывалилась наружу.
"Ребятки, не стреляйте! Мы мирные люди!" — кричала Мария военным. "Она еще что-то там говорит", — отозвались те и выстрелили по машине из гранатомета. Раненая женщина поползла к деревне.
"Видела машину рядом. Уже потом, когда по телевизору были телесюжеты, я поняла, что это машина Стенина. Тогда, конечно, некогда было ее разглядывать. Помню только, что машина уже горела. А были ли в ней люди, я не видела", — говорит Мария.
В Рассыпном Марию подобрала семья Гоцуцовых. Женщина шесть дней прожила у них в подвале, чтобы не стать жертвой обстрела — ей делали перевязки, а боль снимали простым анальгином. Через неделю родственникам Золотоус удалось договориться с военными, чтобы за ней пропустили зятя. Женщину вывезли на лечение в Россию.
Семье Судаковых повезло меньше — в бойне погибли оба супруга, простые уборщица и водитель сельской администрации. Это случилось на следующий день после гибели Стенина и Золотоуса — 7 августа. "Накануне был обстрел Дмитровки, — вспоминает их сын Денис. — Мы всей семьей прятались в подвале, а мама не успела добежать. Ее ранило осколками".
Несмотря на продолжение обстрела, отец Дениса, 50-летний Владимир Судаков, решил отвезти жену в больницу в Снежное. По дороге они попали в засаду и были убиты на месте. Но Денис узнал об этом только через несколько дней. "У нас не было от них никаких вестей. До Снежного они не доехали. Я обзвонил все больницы — даже на российскую сторону. Нигде их не видели", — вспоминает Судаков-младший.
В середине августа, когда дорога была разблокирована, Денис нашел на ней обгоревшую машину своих родителей и их останки. "Мама лежала на заднем сиденье так же, как я ее положил. Вернее все, что от нее осталось. Я собрал останки и захоронил", — рассказывает он.
В чем был тактический смысл этой жестокой бойни, которая продолжалась несколько дней, ответить трудно. Возможно, силовики не хотели, чтобы кто-то вообще ездил по этой дороге, и чтобы ДНР оставалась в блокаде. Возможно, они боялись неожиданной атаки ополченцев. По крайней мере, шестеро ополченцев, в том числе Сергей "Грек", с которым Стенин приехал в Дмитровку, тоже погибли у Рассыпного.
Точных списков до сих пор нет
Машина Стенина, Вячало и Коренченкова была найдена только 20 августа. Ее узнали по двум профессиональным объективам, сгоревшим в багажнике. Самого фотоаппарата в машине не было — можно предположить, что его забрали вместе с сотовым, который потом "запеленгуют" в Славянске.
Но вот еще одна загадка: в машине были останки еще двоих человек. Кто эти люди и откуда они взялись в машине, ехали ли они вместе с журналистами или были подброшены, чтобы сжечь всех вместе — до сих пор не известно.
Всего в те дни у Рассыпного было расстреляно около 20 машин — кто-то погиб на месте, кому-то удалось спастись. Шестого августа местные жители и родственники погибших соберутся на этом страшном месте, чтобы помянуть жертв трагедии. Они хотят поставить на этом месте стелу с именами всех погибших. Но их точный список до сих пор составляют, говорит глава местной поселковой администрации Олег Харичков.
Некоторые останки похоронили сердобольные местные жители — в братских могилах. Кого-то забрали родственники. Например, останки Владимира Золотоуса захоронены сразу в двух местах — часть останков собрали родственники его жены из Дмитровки, потом, что осталось, увезла родня в город Шахтерск.
Это дело еще ждет своего расследования. Когда-нибудь, возможно, станут известны и непосредственные исполнители этой расправы.