Конкурс на лучший урок по истории "Великая Отечественная: уроки войны и история общей Победы", организованный Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА "Россия сегодня", подошел к концу. Жюри определило десять финалистов, которые были приглашены в Москву для участия в экспертно-медийном туре.
Посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне конкурс проводился в два этапа с 24 февраля по 17 июля 2015 года. Его целью была поддержка новых форматов проведения уроков по истории, способствующих воспитанию военно-патриотических чувств у школьников, выявлению общих исторических корней российского и белорусского народов.
Участником мог стать любой преподаватель истории в возрасте не старше 28 лет. Молодым учителям были предложены на выбор пять тем для подготовки презентации и сценария проведения мультимедийного школьного урока по истории Великой Отечественной войны.
В конкурсе приняли участие 202 учителя истории, из них 82 преподавателя из всех областей Республики Беларусь. Россию представили 120 учителей из различных регионов страны от Дальнего Востока до Крыма. Наиболее высокую активность показали республики Северного Кавказа, Краснодарский край, Новосибирская и Омская области. Уроки, предложенные конкурсантами из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области не вышли в финал, но получили высокие баллы жюри.
Имя победителя будет названо 30 июля в ходе круглого стола в формате видеомоста Москва-Минск "70 лет мира: уроки войны и история общей Победы". Дипломы и памятные сувениры финалистам и победителю конкурса вручит государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. В мероприятии также примут участие эксперты в области военной науки и образования, представители власти и средств массовой информации двух стран.
Кроме того, 29-31 июля российские и белорусские учителя посетят Центральный музей Великой Отечественной войны, где встретятся с директором музея Владимиром Забаровским. В МИА "Россия сегодня" для них будет организована встреча с директором Центрального архива Министерства обороны РФ Игорем Пермяковым, а также научно-практические семинары и мастер-класс.
Финалисты конкурса
Агаева Аида Магеллановна, Республика Дагестан, г. Избербаш, 23 года
Российская Федерация
Урок "Человек на войне – личный и коллективный героизм в годы Великой Отечественной войны"
Аида родилась в Республике Дагестан, в городе Избербаш 14 ноября 1992 года. Окончила факультет права Дагестанского Государственного педагогического университета по специальности "учитель права". В школе работает 5 лет, в качестве учителя истории – 3 года. Несмотря на молодость и отсутствие многолетнего опыта, ей удалось за короткий срок добиться значимых результатов. Аида заняла второе место на республиканском конкурсе "Права человека глазами ребенка" в качестве руководителя представленной на суд жюри работы. Первое место в Избербаше она завоевала на Всероссийском конкурсе "Растим патриотов России" в номинации "Боевой настрой". Увлекается психологией.
О цели и личном взгляде на предмет "история":
"Я пришла работать в школу, чтобы научить детей добру и справедливости. Потому что именно от нас, педагогов, зависит каким будет молодое поколение. История – это очень увлекательный предмет. Особенно история России, она наполнена тайнами, загадками и интересными фактами. На моих уроках, изучая прошлое нашей страны, мы отправляемся в путешествие во времени; и это заставляет любить историю еще больше".
Бабчук Виктория Ивановна, Краснодарский край, х. Свободный, 27 лет
Российская Федерация
Урок "Человек на войне – личный и коллективный героизм в годы Великой Отечественной войны"
Виктория Бабчук (Купреева) родилась 18 ноября 1988 года в станице Федоровской Абинского района Краснодарского края. Школу окончила в хуторе Ольгинском в 2006 году. Сразу поступила в Краснодарский государственный университет культуры и искусств на факультет музееведения и охраны памятников, который окончила в 2011 году с красным дипломом, получив квалификацию "музеевед". До 2012 года работала не по специальности, в том числе в 2009 году в должности методиста в Детском санаторном комплексе "Жемчужина России" в Анапе. С февраля 2012 года занимала должность учителя истории и обществознания в средней общеобразовательной школе № 10 города Краснодара. В 2014 году переехала жить в свой родной поселок, где и работает учителем истории в школе № 32. Не замужем, воспитывает дочь.
О патриотизме и любви к детям:
"Очень люблю детей и историю, поэтому решила стать учителем. С детства я слушала рассказы дедушки о Великой Отечественной войне, о подвиге и патриотизме человека и во мне росло чувство гордости и боли за наш многострадальный народ. Мне всегда хотелось преподавать в школе, чтобы дети задавали много вопросов по теме, знали и добивались правды. Особенно это актуально сегодня. Мы должны растить на смену достойное поколение, а не Иванов, не помнящих родства. Я считаю себя человеком правильного воспитания и стремлюсь повышать не только свой уровень образования, я стараюсь делать это и для детей.
Мы участвуем в различных олимпиадах, пишем рефераты, ездим на археологические раскопки в Гермонасса-Тмутаракань (Тамань). Ребята, которым это действительно интересно, очень увлечены поисковой работой. Благодаря этому они могут соприкоснуться с прошлым. А без прошлого не наступило бы и настоящее. Все, что я знаю и умею, буду с любовью и добром отдавать детям. Таков мой девиз!"
Биленко Никита Алексеевич, Тульская область, г. Тула, 21 год
Российская Федерация
Урок "Первый год Великой Отечественной войны – оборонительные сражения"
Никита Биленко родился в Туле 1 января 1994 года. Окончил Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого. В соответствии с дипломом имеет квалификацию "учитель истории и учитель права". Начал трудовую деятельность в 2012 году в качестве лаборанта кафедры истории России, затем сотрудника Центра региональных исторических исследований в родном университете. В составе университетских групп с 2011 года регулярно выезжал в археологические поездки в Крым для изучения древнего Боспорского царства. В ходе многочисленных командировок посетил различные университеты России, Республики Беларусь, Украины. С 2014 года по настоящее время работает учителем истории и права в лицее при Тульском государственном педагогическом университете.
Автор 17 научных публикаций по проблемам всеобщей истории и истории России. Сфера его научных интересов включает отечественную историю, социально-экономическую историю Российской империи второй половины XIX – начала XX в., источниковедение, теорию и методологию истории, математические методы исторических исследований, методику преподавания истории. В 2014 году получил диплом Лауреата и памятную золотую медаль академика С.Ф. Платонова на XX Всероссийских Платоновских чтениях в Самаре за работу "Понятия "торговля" и "торговец" в пореформенной России: проблемы интерпретации в современных исторических исследованиях". Обладатель Почетной грамоты Министерства образования Тульской области от 16 мая 2014 года.
О своем пути и задачах современного учителя:
"В школьные годы мне очень хотелось стать настоящим историком. Поэтому я целенаправленно пошел на исторический факультет. Там я встретился с прекрасными преподавателями – фанатами своего дела. Они привили мне любовь к науке и школе. Работе учителем предшествовала серьезная подготовка на лекциях, в командировках, на археологических раскопках. Сегодня единственную сложность я вижу в том, что школа теряет для ребят свой статус главного информационного носителя и главного социального института. Даже если учителя активно применяют мультимедийные технологии, в век информатизации школе и преподавателям сложно конкурировать со СМИ и сетью Интернет. Передо мной стоит задача хотя бы отчасти вернуть школе прежнее значение, сделать её конкурентоспособным источником новых знаний для учащихся".
Бондарева Анастасия Александровна, Гродненская область, г.п. Кореличи, 24 года
Республика Беларусь
Урок "Первый год Великой Отечественной войны – оборонительные сражения"
Анастасия родилась 15 июня 1991 года в Могилевской области, в деревне Медведовка. Окончила факультет истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы по специальности "история" (отечественная и всеобщая). В течение двух последних лет работает в школе учителем истории. Интересуется культурой разных стран, увлекается психологией и фотографией.
О профессии педагога и собственном опыте:
"Это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Я с детства мечтала стать учителем. Большую роль в моем выборе предмета "история" сыграли мои школьные учителя, на их уроках всегда было интересно, скучать не приходилось. Совсем недавно для меня началась яркая и неугомонная взрослая школьная жизнь. Поначалу было очень сложно: мало свободного времени, непростые дети. Но я поняла, что всё это минусы первых лет работы, и с каждым днём я все больше влюбляюсь в школу, в детей. Они такие разные: ершистые и покладистые, серьёзные и озорные, – но тем и интересные. Постоянно работая с детьми, заряжаешься их энергией, задором. Детское чувство юмора умиляет и обезоруживает. А их непосредственный взгляд на жизнь, их мироощущение и миропонимание раскрывают для меня всё новые и новые грани жизни".
Вернигора Оксана Александровна, Могилевская область, а/г Михеевка, 25 лет
Республика Беларусь
Урок "Первый год Великой Отечественной войны – оборонительные сражения"
Оксана родилась 3 августа 1990 года в Могилёве. В 2013 году она окончила исторический факультет Могилёвского государственного университета имени А.А. Кулешова по специальности "социально-политические дисциплины". В июне 2014 года там же получила степень магистра исторических наук по специальности "всеобщая история". Аспирант кафедры Истории и культуры Беларуси МГУ имени А.А. Кулешова, автор 5 научных публикаций. В течение последнего года работает в школе учителем истории и обществоведения. За это время успела подготовить победителя областного этапа республиканской финансовой олимпиады, победителей районных этапов республиканских олимпиад по истории и обществоведению. В декабре 2014 года Дрибинский отдел образования, спорта и туризма наградил Оксану дипломом III степени за систематическую и целенаправленную работу по подготовке обучающихся к результативному участию во втором этапе республиканской олимпиады.
О влюбленности в историю и радостных открытиях:
"Большое влияние на выбор профессии оказала моя учительница истории в школе. Её уроки были всегда интересны, познавательны. Я влюбилась в историю, увлеклась ей всерьез: стала принимать участие в олимпиадах по истории и краеведению, писать научно-исследовательские работы, смотреть документальные и научно-популярные фильмы. Когда я пришла работать в школу, поняла, что не ошиблась. Как молодой специалист я столкнулась с определенными трудностями: непросто найти свой стиль преподавания, методы и приемы, чтобы удерживать внимание класса на протяжении урока, изложить сложный материал одинаково доступно для всех обучающихся. Но мне нравится открывать для детей что-то новое, проводить занимательные уроки и видеть неподдельный интерес в глазах своих учеников".
Диянов Константин Сергеевич, Омская область, р.п. Нововаршавка, 27 лет
Российская Федерация
Урок "Человек на войне – личный и коллективный героизм в годы Великой Отечественной войны"
Константин Диянов родился 2 октября 1988 года в Нововаршавском районе Омской области. По окончании Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского получил квалификацию "преподаватель истории". По специальности работает 4 года, два из которых в Нововаршавской гимназии. Помимо истории преподает географию, право, обществознание и экономику. На региональном этапе всероссийского конкурса "Учитель года-2014" занял второе место. Кандидат исторических наук. Женат. Любит путешествовать с супругой по России. Неоднократно бывал в Москве, Санкт-Петербурге, на Алтае, во Владивостоке.
О выборе профессии и возможности созидать:
"На мой выбор, наверняка, повлиял один интересный факт. День рождения пришелся сразу на два события: день учителя и годовщину взятия Казани войсками Ивана Грозного. Это совпадение, как мне кажется, но символичное. Я отношусь к своей профессии с уважением. Мне есть с чем сравнивать – ведь я пришел в школу не сразу, и решение стать учителем сделал вполне осознанно. Я очень ценю возможность реализовать себя, причем не по шаблону, а творчески, созидая то, что может приблизить учеников к пониманию "прекрасного, доброго, вечного". Какая еще профессия даст мне столько – где еще я смогу столько дать другим! Конечно, созидать и выдумывать что-то необычное чаще всего толкает не внутренний порыв, а простое желание достучаться до разума и совести своих учеников. Они такие разные, тяжело бывает понять и услышать каждого, это очень выматывает. Но одновременно и мобилизует, заставляет быть увереннее, решительнее, оптимистичнее их самих. А значит – дает возможность видеть в детях хорошее, научиться его преумножать. А еще постоянно учиться самому, в прямом смысле этого слова".
Книжников Андрей Валерьевич, г. Минск, 27 лет
Республика Беларусь
Урок "Партизаны и подпольщики – Отечественная война в тылу врага"
Андрей Книжников родился в Минске 1 августа 1988 года. В 2004 году поступил в лицей Белорусского государственного университета в профильный исторический класс. После его окончания в 2006 году поступил на исторический факультет университета, окончив его по квалификации "историк, преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин" в 2011 году. Работает учителем истории и обществоведения в минской средней школе № 1 с 2011 года. Вторая квалификационная категория в качестве учителя истории и обществоведения была присвоена Андрею в 2013 году. Участник городского конкурса "IT-центр" в 2012-2013 годах.
В 2014 году принял участие в финале конкурса "Первая мировая война на карте Союзного государства" с уроком на тему "Сморгонь: 810 дней, потрясших мир", награжден дипломом Постоянного Комитета Союзного государства. Увлекается военно-исторической реконструкцией эпохи Наполеоновских войн.
О поиске закономерностей и мультимедийных проектах:
"Я считаю историю не набором случайных фактов, а единой закономерностью, под которую попадают все исторические события, независимо от их значимости для общеисторического процесса. Именно поиск закономерностей и логических связей привлекает меня в предмете "история". Школа же является динамической моделью образования, в которой реализуется этот поиск. Большой проблемой при преподавании истории считаю малую популярность данной дисциплины среди учащихся. Одной из целей в своей работе вижу повышение интереса учащихся к отечественной и мировой истории через внедрение мультимедийных проектов".
Лихобабин Глеб Сергеевич, Смоленская область, г. Смоленск, 26 лет
Российская Федерация
Урок "Великие полководцы Великой Отечественной войны – в их руках была Победа"
Глеб Лихобабин родился 17 апреля 1989 года в Смоленске. Получил специальность "учитель истории и права" в Смоленском государственном университете. Последние четыре года преподает в школе. Увлекается политическими и общественными науками, философией и радиоэлектроникой, информационными технологиями, дизайном и проблемами информационной безопасности.
О дистанционном образовании и новых технологиях:
"Я работаю учителем истории и обществознания в Центре дистанционного образования. Историю выбрал потому, что мне легко было поступить в вуз и изучать этот предмет. Я считаю существующую образовательную систему несовершенной. Считаю дистанционное образование перспективным на фоне традиционных форм обучения. Мне нравится иметь возможность постоянно оптимизировать процесс дистанционного обучения, брать в арсенал новые технологии".
Самохин Александр Владимирович, Минская область, г. Борисов, 26 лет
Республика Беларусь
Урок "Великие битвы Великой Отечественной войны"
Александр Самохин родился 16 мая 1989 года в деревне Порплище Докшицкого района Витебской области. Окончил Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка в Минске по специальности "история, социально-политические дисциплины". Общий стаж его работы составляет 3 года. С 2012 по 2014 год Александр работал учителем истории в порплищенской средней школе, затем перешел в неманицкую среднюю школу Борисовского района. На районном этапе конкурса "Учитель года-2014" занял третье место. Увлекается путешествиями по историческим местам.
О тяге ко всему интересному и о людях прошлого:
"Интерес к истории начал проявляться уже в детстве. Мне всегда хотелось узнать, как жили люди раньше, чем они занимались, чем увлекались, какие предметы их окружали. Всё это, наверное, повлияло на выбор профессии. Для меня работа с детьми приносит что-то интересное почти каждый день, а трудностей мы пока не замечаем!"
Томашевич Дина Николаевна, Витебская область, г. Верхнедвинск, 27 лет
Республика Беларусь
Урок "Человек на войне – личный и коллективный героизм в годы Великой Отечественной войны"
Дина родилась в деревне Узмёны в Витебской области 26 июня 1988 года. Получила диплом Полоцкого государственного университета по специальности "история". Учителем истории в школе работает последние 4 года. Дине присвоена вторая квалификационная категория. В 2013 году ее ученики заняли третье место в районной научно-практической конференции, а в 2014 году завоевали второе и третье места на районной олимпиаде по истории. Работает в школьном лагере, за что получила благодарность от администрации школы. Также преподает обществоведение. Увлекается этнографией, традиционной культурой и песенным фольклором Беларуси, занимается народным пением и вышивкой, изучает белорусскую историю времен Речи Посполитой. В течение двух лет вела кружок "Белорусская народная песня", воспитанники Александры в 2012 году заняли первое место на областном народном фестивале.
Об увлечении традициями и поиске себя:
"Большую роль в выборе профессии сыграли мои школьные учителя истории, которые и привили мне любовь к этому предмету. Поступив в университет, увлеклась этнографией Беларуси, со студентами ежегодно организовывали экспедиции, занимались реконструкцией белорусского народного костюма, белорусских обрядов и традиций. По этому направлению стараюсь работать и в школе. Я люблю на уроках применять что-нибудь новое, во многом помогают дети. Трудности, конечно, есть: иногда что-то не получается из-за большой нагрузки и нехватки опыта работы. В моем кабинете истории нет мультимедийных средств обучения, не хватает денег на приобретение новых карт, атласов, наглядных пособий, книг. Но работа мне нравится, потому что это постоянные поиски себя, чего-то нового. Я верю, что есть дети, которым небезразлично то, что я делаю. В нашей школе много талантливых, творческих детей, благодаря которым я воплощаю в жизнь свои идеи!"