Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.
Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX века, способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.
В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. После Октябрьской революции в октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет в школах первой и второй ступеней. На VIII съезде Российской социал-демократической рабочей партии была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.
В 1923 году Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования.
Всероссийский центральный исполнительный комитет и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 года определили ввести всеобщее начальное образование до 1933/1934 учебного года. Аналогичные законы были приняты правительством Украинской ССР (1925) и Белорусской ССР (1926).
Центральный Комитет ВКП (б) в постановлении от 25 июля 1930 года "О всеобщем обязательном начальном обучении" признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте восьми-десяти лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.
Для осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.
ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении", узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от восьми до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.
К 1934 году начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933-1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение.
По постановлению СНК СССР (1943) начато школьное обучение детей с семи лет. В 1950-1956 годах в СССР осуществлено семилетнее, а в 1958-1962 — восьмилетнее всеобщее образование.
Закон Российской Федерации об образовании (1992) установил обязательным получение основного общего образования.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (2012), в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников