Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — уникальный памятник отечественной архитектуры и один из лучших кафедральных соборов Европы.
Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра.
Собор — одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости, Медный всадник и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм во имя небесного покровителя Петра I — преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого родился царь, был возведен в 1707 году по указу Петра рядом с Адмиралтейством. В этой церкви венчались император Петр I и императрица Екатерина Алексеевна.
Второй каменный собор был возведен архитектором Георгом Маттарнови рядом с набережной Невы.
Третий храм начал строиться в царствование императрицы Екатерины II по проекту Антонио Ринальди, и в упрощенном виде был достроен архитектором Винченцо Бренной при Павле I. Однако собор не соответствовал парадному облику Петербурга, и император Александр I объявил о его перестройке. Высочайшее одобрение получил проект французского архитектора Огюста Монферрана.
Строительство было начато в 1825 году и длилось почти 40 лет. Были использованы новые технологии, многие из которых использовались впервые, — рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.
Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства. Колонны поднимали вручную, при помощи деревянных лесов, так же на высоту 43 метров подняли колонны барабана купола.
Церемония освящения и открытия храма состоялась 11 июня (30 мая по старому стилю) 1858 года в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1,2 тысячи певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.
Само здание Исаакиевского собора решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма, их завершают легкие позолоченные главки.
Исаакиевский собор — единственный из памятников русского классицизма, в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Собор украшен скульптурами ангелов на наружном аттике, ангелов со светильником, евангелистов и апостолов на фронтонах портиков. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры ангелов и архангелов, на фронтонах портиков представлены горельефы "Воскресение Христа" и "Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом" и "Поклонение волхвов" и "Исаакий благословляет императора Феодосия".
Большие наружные двери храма оформлены скульптором Иваном Витали, особенно интересны западные двери с композициями "Нагорная проповедь", "Воскрешение Лазаря" и "Исцеление расслабленного".
Замечательно внутренне убранство собора, в котором представлены все виды монументально-декоративного искусства — живопись, скульптура, мозаика, цветной облицовочный камень. Главный иконостас собора украшают малахитовые и лазуритовые колонны, в главном алтаре находится нетрадиционный для убранства православного храма витраж "Воскресший Христос".
Внутри собора более 350 произведений представляют собой уникальный ансамбль монументально-декоративной пластики XIX века. На сводах и в барабане купола находятся скульптуры апостолов, пророков, ангелов, выполненные Иваном Витали и его помощниками.
103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, среди которых Федор Бруни, Карл и Федор Брюлловы, Тимофей Нефф и другие.
Убранство Исаакиевского собора украшают 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851 году и продолжались до 1914 года, их отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаичные полотна собора получили самую высокую оценку.
Витраж собора "Воскресший Христос" в алтарном окне выполнен в стиле итальянского Возрождения. Это один из наиболее крупных витражей Европы, его площадь составляет 28,5 квадратных метра.
Храм имеет три престола: центральный — во имя святого Исаакия Далматского; левый придел — во имя святого великого князя Александра Невского; правый — во имя святой великомученицы Екатерины. Особо чтимая святыня — список Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1928 году собор храм был закрыт.
12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В 1945 году, после Великой Отечественной войны, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы. Для посетителей музей открыл свои двери в декабре 1948 года. В январе 1963 года музей-памятник "Исаакиевский собор" стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда.
В 1969 году Министерство культуры РСФСР выделило Исаакиевский собор в самостоятельное музейное учреждение. Впоследствии в состав музея вошли храм Воскресения Христова (Спас на крови, 1971) и храм Преподобного Сампсония Странноприимца (1984).
В 1990 году, впервые после закрытия Исаакиевского собора как действующего храма, в нем совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году подписано Соглашение между Государственным музеем-памятником "Исаакиевский собор" и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников