МОСКВА, 22 июл — РИА Новости/Прайм. Масштаб так называемой "экстремальной нищеты", когда уровень ежедневного дохода человека составляет менее 1,25 доллара, за последние 15 лет в мире сократился на один миллиард человек, такие выводы были озвучены на Международной конференции по финансированию развития, состоявшейся на прошлой неделе в эфиопской Аддис-Аббебе.
"Этот опыт доказывает, что международное сообщество может быть мобилизовано для решения проблем глобального масштаба", — сказал Сторчак. Вместе с тем он признал, что за этой чертой, по оценке экспертов ООН, по-прежнему остаются еще около 1,25 миллиарда человек.
Лидеры 193 стран ООН в 2000 году приняли Декларацию тысячелетия, где были определены восемь международных целей развития, которые стороны решили достичь к 2015 году. Эти цели включают сокращение масштабов крайней нищеты, снижение детской смертности, борьбу с эпидемическими заболеваниями, а также расширение всемирного сотрудничества с целью развития. Участники конференции в Эфиопии оценили пройденный этап и попытались найти источники финансирования для работы на следующие 15 лет.
Сторчак отметил, что число стран, которые смогли довести уровень официальной помощи развитию до 0,7% ВВП, что было одной из целей, за 15 лет не изменилось — их по-прежнему всего пять: Дания, Люксембург, Норвегия, Швеция и Великобритания. Общий объем официальной помощи развития в мире составляет порядка 160 миллиардов долларов в год.
Объем помощи со стороны России составляет около 0,3% ВВП. По мнению замглавы Минфина РФ, это очень значительная сумма, учитывая текущую экономическую реальность.
Главная задача
"Скорее всего, развитые экономики по разным причинам достигли потенциала наращивания и относительных и номинальных размеров официальной помощи развитию. Такова особенность текущего момента, и, похоже, что эту особенность хорошо понимают развивающиеся страны, которые относятся к числу наименее развитых", — сказал замглавы Минфина.
"За период с 2000 по 2014 годы внутренние доходы от налогообложения в развивающихся экономиках увеличились с 1,5 триллиона долларов до 7 триллионов долларов в год. Частный сектор стал основным двигателем экономического роста — на него приходится 70-90% рабочих мест и около 60% ВВП развивающихся стран", — отметил Сторчак.
При этом частные инвестиции за указанный период превзошли суммарный объем помощи международному развитию в четыре раза, а денежные переводы мигрантов, работающих в развитых странах, домой превысили официальную помощь развитию в три раза.
"Это прогресс, на который не очень рассчитывали в 2000 году, когда занимались подготовкой целей развития тысячелетия", — признал замминистра.
При этом, по расчетам ООН, через налоговые схемы из развивающихся экономик в развитые ежегодно "утекает" как минимум 500 миллиардов долларов. "По нашему мнению, в этот контекст более чем удачно вписывается инициатива по реформированию глобальных налоговых практик, запущенная в 2013 году по итогам российского председательства в G20", — сказал Сторчак.
Он сообщил, что про оценке экономистов ООН, потребность развивающихся стран в долгосрочных инвестициях только на инфраструктуру составляет 5-7 триллионов долларов в год. "Это не считая потребности средних и мелких предприятий, для которых обозначен целевой ориентир в 2,5 триллиона долларов в год", — отметил Сторчак. Указанные суммы необходимы, чтобы достичь целевого показателя по полному искоренению экстремальной бедности в мире.
Большинство развивающихся стран и сами понимают ситуацию в экономике: призывы по наращиваю помощи развитию, по словам Сторчака, по-прежнему звучат с их стороны, но при этом отмечается, что эта помощь должна становиться не столько основным источником роста, сколько служить катализатором притока в развивающиеся страны источников другого финансирования.