Рейтинг@Mail.ru
Торгпред РФ: испанцы могут помочь нам построить хорошие дороги - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Торгпред РФ: испанцы могут помочь нам построить хорошие дороги

© Фото : предоставлено торговым представительством России в Испании Торговый представитель России в Испании Галина Курочкина
Торговый представитель России в Испании Галина Курочкина
Читать ria.ru в
Дзен
В условиях санкций и непростой экономической ситуации испанские компании выходят на российский рынок, а одним из самых перспективных направлений может стать строительство в России высокоскоростных автомагистралей, рассказала в интервью РИА Новости в Мадриде торговый представитель России в Испании Галина Курочкина.

Падение товарооборота между Россией и Испанией за первые пять месяцев нынешнего года достигло почти 50%, основной удар уже в прошлом году на себя приняли испанские производители сельхозпродукции, автомобилей, автокомпонентов и тракторов. Впрочем, даже в условиях санкций и непростой экономической ситуации испанские компании выходят на российский рынок, а одним из самых перспективных направлений может стать строительство в России высокоскоростных автомагистралей, рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости в Мадриде Елене Шестерниной торговый представитель России в Испании Галина Курочкина.

— Галина Ивановна, каков объем товарооборота между Россией и Испанией с начала года? Какова динамика падения с момента введения санкций? В каких сферах особенно остро ощущается падение?

— Испания в течение последних десяти лет стабильно входила в первую двадцатку наших торгово-экономических партнеров. Двусторонний товарооборот за 2009-2013 годы вырос в два раза, и начиная с 2011 года стабильно превышал 10 миллиардов долларов — это одиннадцатое место среди стран ЕС. Конечно, по объему двусторонней торговли Испания далека от Германии, Франции, Италии, но тем не менее это значимое место.

В 2014 году эта положительная динамика была прервана, и товарооборот снизился на 18% по сравнению с 2013 годом — до 8,9 миллиарда долларов. В текущем году данная тенденция сохранилась: за первые пять месяцев товарооборот продолжил падение, составив 2,2 миллиарда долларов при нашем экспорте в 1,2 миллиарда долларов, а импорте из Испании в 1 миллиард долларов. У испанцев данные немного другие, но и они показывают аналогичную тенденцию.

Причины очевидны. Во-первых, санкции и ответные меры российской стороны, которые затронули испанские сельскохозяйственные товары. Во-вторых, динамика цен на основные товары российского и испанского экспорта, я имею в виду нефть и нефтепродукты, цена на которые в 2014 году существенно упала, но, кстати, и спрос со стороны ЕС и Испании в частности тоже сократился. В-третьих, замедление темпов экономического развития России, особенно во второй половине года, которое привело к сужению спроса на испанские товары. В текущем году добавился еще один фактор. Россия начала политику импортозамещения, российские промышленники стали активно внедрять инновационные разработки, снижая тем самым зависимость от импорта. Это начало приносить положительные результаты, сокращаются закупки машинно-технического оборудования, в том числе в Испании.

Если брать по группам товаров, то больше всего сократился российский импорт из Испании продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — на 25%, а также машин, оборудования и транспортных средств — на 11,2%. А по отдельным товарам — это автомобили (на 42%), трактора (на 50%), части для моторных транспортных средств, например кузова (на 85%).

В текущем году ущерб для испанских сельхозпроизводителей проявился более отчетливо: мы имеем нулевые данные по ввозу из Испании овощей, фруктов, мяса, рыбы.

Тем не менее Испания продолжает быть одним из важнейших поставщиков на российский рынок ряда товаров: оливкового масла (первое место по итогам 2014 года), виноградных вин (третье место), джема и мармелада (первое место), резервуаров и цистерн (первое место), сантехники (второе место), оборудования для сельского хозяйства (пятое место) и других.

— В сложившейся ситуации испанские компании продолжают инвестировать в российскую экономику?

— Сложившаяся геополитическая обстановка создает атмосферу неопределенности, дополнительных рисков, санкционных ожиданий бизнеса. Тем не менее испанские компании не прекращают свою работу в России. Например, крупнейшая испанская нефтегазовая компания Repsol в июне прошлого года открыла два новых месторождения в Западной Сибири, применив инновационные методы бурения. На межправительственной комиссии в июне подписали меморандум о взаимодействии между Gamesa Electric и группой компаний "Энергия Солнца", "Гринмакс", "МРЦ Энергохолдинг", который касается производства оборудования для ветряной и солнечной энергетики. Компания в условиях санкций, непростой экономической ситуации в России выразила интерес к выходу на российский рынок. Но здесь мы ждем изменений в российском законодательстве. Компания просто так не пойдет на рынок: она должна четко понимать, что ее вложения в производство оправдаются и оборудование будет востребовано.

— В чем заключается проблема законодательства?

— У нас электрогенерация достаточно дешевая по сравнению с другими странами, а производство электроэнергии альтернативными источниками — дороже. Испанская компания просит снизить процент локализации (то есть использующихся в производстве компонентов, купленных на российском рынке) — сейчас он составляет 65%. В настоящее время такие изменения в российское законодательство обсуждаются.

— О каких регионах России может идти речь?

— Альтернативные источники энергии могут быть использованы в отдаленных местах — там, где ЛЭП невыгодно тянуть. Ветряная энергетика — прежде всего восточные районы, солнечная — может развиваться в южных регионах.

— Были ли с начала "войны санкций" отказы от ранее запланированных сделок?

— Есть отдельные случаи, когда некоторые компании сдерживают планы по дальнейшему увеличению мощностей. В целом испанские компании — это надежные и высокопрофессиональные партнеры, выполняющие свои обязательства. Например, Tеcnicas продолжает выполнять контракт на строительство комплекса глубокой переработки вакуумного газойля на площадке Волгоградского НПЗ для "Лукойла" — и это будет одно из самых современных производств. Приведу еще несколько примеров. В сентябре прошлого года испанская компания Fluidmecanica подписала контракт на поставку главной буксирной лебедки для самого большого в мире многоцелевого атомного ледокола "Арктика", который строится на Балтийском заводе. Эта же компания изготовила специальное оборудование, которое позволило отбуксировать на ремонт в кронштадтский док крейсер "Аврора". Скоро начнется масштабная реконструкция территории, где раньше располагался завод "Кристалл", тендер на модернизацию этой территории летом 2015 года выиграл российско-испанский консорциум, в который входят московское архитектурное бюро Nowadays и мадридское Arenas Basabe Palacios Arquitectos.

Так что, несмотря на санкции, если компании выгодно, то она будет работать на российском рынке. Мы ощущаем на деле, что испанский бизнес не поддерживает санкционное противостояние Запада и России. Об этом представители испанских деловых кругов четко заявили в ходе Делового форума "Россия-Испания: опыт и перспективы сотрудничества", состоявшегося 16 июня на полях заседания межправкомиссии, в котором приняли участие более 150 представителей российских и испанских компаний. В своих приветственных обращениях сопредседатели комиссии Александр Новак (министр энергетики РФ — ред.) и Хосе Мануэль Сориа (министр промышленности, энергетики и туризма Испании — ред.) подчеркнули важность дальнейшего развития сотрудничества между Россией и Испанией, высказали уверенность, что прошедшее заседание и деловой форум укрепят сотрудничество между странами и откроют новые перспективные направления.

— Ожидаются ли новые проекты в области транспорта? Ведь Испания — один из лидеров в этой области.

— Конечно, любой россиянин, который приезжает в Испанию, восхищается качеством и разветвленностью системы железных и автомобильных дорог. В ходе делового форума ГК "Автодор" и ФКУ "Дороги России" представили ряд новых проектов, которые предполагается реализовать в ближайшее время — причем на условиях частно-государственного партнерства. Например, проект реконструкции федеральной автомобильной дороги "Беларусь", строительство участка скоростной автомагистрали М-11 "Москва — Санкт-Петербург", строительство нового выхода с МКАД на федеральную автомобильную дорогу М-7 "Волга". Мы заинтересованы в участии испанских строительных и инжиниринговых компаний в этих проектах.

Думаю, что сотрудничество в области транспорта наряду с энергетикой может стать одним из приоритетных направлений двустороннего взаимодействия. Это прежде всего сооружение высокоскоростных автомобильных дорог с применением современнейших строительных технологий, объектов придорожной инфраструктуры — вокзалов, отелей, кафе, ресторанов. Конечно, испанцев интересуют планы российской стороны в области высокоскоростных железных дорог. С 1 июля поезда "Стриж" производства испанской компании Talgo пошли из Нижнего Новгорода в Москву — это красивые современные высокоскоростные поезда, позволяющие значительно экономить время на проезд между городами.

Кроме того, на межправительственной комиссии в июне было подписано соглашение между министерством развития Испании и министерством транспорта РФ в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, которое создает основу для системного взаимодействия двух стран в этой сфере.

— Какие еще конкретные соглашения по итогам работы комиссии вы можете выделить?

— Подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в области альтернативных источников энергии между "РусГидро" и испанской компанией Abeinsa, между компаниями "РЕАЛКОМ" и Bubo — это известная компания по производству кондитерских изделий. Они запускают производство в России и собираются открыть сеть по продажам своих изделий. Подписано соглашение между архитектурно-строительными компаниями "Инкомреалинвест" и Casa Portexado.

— НОВАТЭК и испанская Fenosa обсуждают возможность увеличения поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Испанию в рамках гыданских СПГ-проектов НОВАТЭКа. Как это соотносится с постоянными заявлениями испанского МИД, что следует уменьшать энергозависимость Европы от России? Нет ли здесь противоречия?

— Нет, Испания себя давно позиционирует как площадку для поставок газа для Европы. Для этого она много сделала: у нее есть газопроводы, проложенные по дну моря из Алжира, сеть регазификационных терминалов. Их нужно загружать. Контракт НОВАТЭК и Gas Natural Fenosa крупный — на 2,5 миллиона тонн ежегодно, но газ пойдет не сегодня, а в 2018 году. Испания вполне прагматично говорит, что готова сотрудничать со всеми странами. Поэтому она и мексиканцам предлагает поставлять газ в Европу через Испанию. Или тот же газопровод Midcat между Испанией и югом Франции, который долго откладывали, решили все-таки строить, поскольку ситуация поменялась. Вроде все под лозунгом "Снижаем зависимость Европы от поставок российского газа", но главное — их прагматичный подход: укрепить свои позиции как поставщика газа в Европу.

—  В космической отрасли ожидаются какие-то новые совместные проекты?

— По-настоящему уникальный совместный проект — "Всемирная космическая обсерватория — Ультрафиолет". Обсерватория способна вести наблюдение за Вселенной в ультрафиолетовом диапазоне волн и получать снимки отдаленных галактик с разрешением даже выше, чем у всемирно известного телескопа "Хаббл". Главные участники проекта — Институт астрономии РАН, НПО им. Лавочкина, Испанский центр развития промышленных технологий и Университет Комплутенсе. Предполагается, что Испания разработает и поставит один из двух важнейших научных приборов и примет участие в создании наземного сегмента этой обсерватории. Два центра — Центр управления миссией и Центр сбора научных данных — уже созданы и начали работать на базе Коплутенсе.

Конечно, такие проекты — дорогостоящие. Поэтому стороны договорились создать рабочую группу, которая к сентябрю должна определить объем финансирования и работ с каждой стороны.

Второй крупный проект — спутниковая навигация "ГЛОНАСС". Не надо думать, что если у испанцев есть проект "Галилео", то этим их интересы ограничиваются. Та информация, которую будут собирать станции "ГЛОНАСС", будет полезна и для испанских коллег.

— Россия и Испания в 2016 году проведут перекрестный год туризма. Несмотря на общий рост турпотока в Испанию, все меньше туристов приезжают из России. Падение по данным за май составило почти 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Есть ли надежда, что российские туристы вернутся в Испанию?

— 30% — это испанские цифры. Ростуризм дает иные данные. Да, падение было, но не такое сильное. В 2013 году в Испании отдыхали 1,012 миллиона россиян, в 2014 году — 982 тысячи. Испания в последние годы стала одним из основных направлений отдыха россиян за рубежом: четвертое место после Турции, Египта и Греции. В этом году снижение более существенное: почти в два раза. Но россияне занимают одно из первых мест по тратам внутри Испании — впереди только китайцы.

Но нам важнее, сколько испанцев приезжает в Россию. А здесь как раз хочется большего — в прошлом году в Россию приехали всего 60 тысяч испанцев, в первом квартале нынешнего года — 3,4 тысячи.

Нам кажется, что ситуация будет улучшаться. Перекрестные года туризма для того и служат, чтобы стимулировать развитие новых туристических направлений.

В начале октября в Мадриде пройдет Российская гастрономическая неделя, организатором является Международный эногастрономический центр (Россия). В ее рамках состоятся выставки гастрономических маршрутов российских регионов, производителей продуктов питания и напитков, а также презентация инвестиционных проектов в индустрии туризма и сервиса. Уверена, что это будет очень успешным мероприятием с точки зрения продвижения имиджа России. Хотели бы видеть среди гостей также испанские компании, заинтересованные в работе в нашей стране.

—  На ваш взгляд, успешно ли проходит реформа торговых представительств?

— Мне кажется, да. Торгпредства теперь четко понимают свои задачи: они в первую очередь должны помогать российскому бизнесу продвигать свою продукцию и привлекать инвестиции из страны пребывания, если это страна-инвестор (а европейские страны являются инвесторами). К нам ежедневно приходит большое количество запросов от компаний, производящих самую разную продукцию — от палочек для мороженого до сложного инновационного оборудования. Очень много запросов из регионов, это малый и средний бизнес, обращаются компании, которые впервые выходят на рынки дальнего зарубежья. Мы экономим компаниям затраты на предварительные маркетинговые исследования, организуем им переговоры, встречи с потенциальными партнерами, готовим программу их пребывания, так называемые "бизнес-миссии", ищем заинтересованных зарубежных партнеров. Мы сейчас четко ориентированы на конкретные запросы российского бизнеса — мы в прямом контакте с компаниями и с ними работаем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала