Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Обвал китайского фондового рынка явно позади, индексы растут начиная с четверга, биржевые и политические аналитики начали высказываться на тему "что это было", а это хороший признак. А ведь этот кризис, развивавшийся одновременно с греческим, многие считали ничуть не менее катастрофичным, и тоже с глобальными последствиями. Поэтому кроме упомянутого "что это было", возникает еще вопрос — а что можно сделать, чтобы такое не повторялось?
Враги виноваты
Что касается масштаба прежней катастрофы, она выглядела так. После нескольких месяцев непрерывного роста (152% в год!) в июне цены всех и всяческих акций китайских компаний начали стремительно падать, упав за 3 недели в совокупности на 30%. В таких случаях говорят, что "рынок потерял" — пусть это "всего лишь" оценка стоимости акций — от полутора до трех триллионов долларов.
Объяснений того, что произошло, много. Приверженцы тоталитарной религии, согласно которой "рынок всегда прав", привычно издеваются над любыми поисками врагов в такой ситуации.
А поиски (в Китае) налицо. В Шанхай прибыла следственная бригада во главе с замминистра общественной безопасности Мэн Цинфэном, которая установила, что некие компании довольно подозрительно вели себя на рынке фьючерсов. То есть, видимо, они участвовали в спекулятивной атаке на биржах, чтобы скупить подешевевшие акции и затем продать с громадной прибылью.
И еще одно объяснение, уже не от властей, а от людей в Гонконге. Гонконг, конечно, тоже часть Китая, но там бизнес у всех в крови, пропагандой их не возьмешь. Так вот, один из тамошних аналитиков напоминает: крах 12 июня начался тогда, когда 9 июня компания MSCI после долгих размышлений отказалось включить китайские акции в свой регулярно публикуемый индекс для глобальных фондовых рынков. То есть Китай остался в категории "новых рынков", не совершенно взрослых. Если бы включили, на китайские рынки пришло бы еще до 400 миллиардов долларов. А так — произошел крах. Остается добавить, что MSCI — это Morgan Stanley Capital International.
И, честно говоря, чем более демонстративно хихикают люди определенной идеологии над "теорией заговора" против Китая, тем больше оснований не исключать этой версии из списка прочих. Уж очень подходящее для нее время и ситуация в мире, о чем даже говорить подробно не надо.
Нужна альтернатива
А что тогда? Тогда — как в тех же США в 2008 году, обвал рынков, от которого мир до сих пор не оправился? Остается напомнить, что сразу после этого вся мировая экономическая дискуссия велась вокруг вопроса, до какой степени следует ограничивать свободу финансовых и биржевых игроков. Так почти ни до чего и не доспорили.
Поэтому теперь самый интересный вопрос — а может ли Китай, тем более вместе с партнерами, придумать какую-то другую биржу, без крахов и обвалов? Ну, пусть чисто теоретически? Хотя бы попробовать?
В конце концов, вся прошлая неделя в мире прошла под знаком альтернативы — альтернативы мировой экономической системе. Для этого, по сути, и собирались в Уфе лидеры БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Более того, они не просто говорили о создании новой архитектуры мировых финансов, они ее довольно успешно делали.
Но — делали в области учреждений, которые могли бы финансировать проекты развития независимо от старых, знакомых Всемирного банка и Международного валютного фонда. Учреждения созданы и начинают работать.
Но кое-чего, одного важного раздела, в этих планах нет. "Углубление координации макроэкономической политики и повышение устойчивости к внешним экономическим потрясениям" — да. "Признание полицентризма мировой финансово-экономической системы" — да.
"Сотрудничество в сфере платежных систем", делающих "пятерку" независимой от Visa или Master Card — да, причем все это не на уровне деклараций, а вполне конкретно. А вот каких-то идей насчет общей защиты от неадекватных колебаний биржи — нет (если не считать создания Биржевого альянса).
Объясняется это довольно просто. Нынешнее создание "альтернативных МВФ и ВБ" было задумано два года назад, если не больше, подробно обсуждалось, вышло на финишную прямую год назад, и вот сейчас реализуется. Придумать в пожарном режиме какую-то новую методику биржевой торговли, альтернативную существующей в мире — дело отнюдь не недели или месяца. В конце концов, и разрабатываемые БРИКС правила управления интернетом (что Запад тоже считает святотатством) тоже готовились много месяцев, если не лет.
Будет ли БРИКС пытаться что-то подобное делать еще и по части фондовой биржи? Подозрительно совпавшие с саммитом БРИКС скачки китайского фондового рынка подсказывают, что пора думать и об этом.
И неважно, правда ли на китайский рынок "напали враги". Даже если обвал такового случился сам собой или по вине неадекватных действий китайских властей, есть смысл вернуться к дискуссиям 2008 года и посмотреть, как вернуть этому рынку его изначальное предназначение — инструмента привлечения денег компаниям с хорошими замыслами.