Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
"Сегодняшний день – исторический, великий день: 14 президентов с разных континентов, разных стран", — сказал в Уфе по поводу происходившего там марафона встреч на высшем уровне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (конкретно — на встрече с Владимиром Путиным). И добавил: "Я говорил, что когда-нибудь это все объединится в одно интеграционное объединение, наше – с Запада на Восток, с Севера на Юг… а в конце концов это будет великое объединение".
Происходившее на этой неделе в Уфе принесло столько результатов, что самое сложное – отделить что-то совсем новое, даже сенсационное, от ожидавшегося и запланированного заранее. А было и то, и другое.
БРИКС плюс соседи страны-хозяйки
Начнем с 14 президентов. Вообще-то совместить саммиты БРИКС и ШОС было очевидной идеей, поскольку в БРИКС нечто подобное делалось и раньше. В прошлом году в Бразилии на встречу "большой пятерки" прибыли лидеры латиноамериканских государств, в позапрошлом тоже самое было с Южной Африкой и африканскими лидерами.
Что за этим стоит: тот факт, что Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – не просто набирающие влияние в мире державы, а еще и лидеры в своих регионах, за каждым стоит достаточно заметная группа государств. В случае с Россией это "наш регион" — страны Центральной Азии, входящие в ШОС, но также и те, что в ЕврАзЭС.
А пока что видно, что конкретно здесь и сейчас, в Уфе, движение к объединению носит заметный экономический характер.
Что касается политики (без нее никак), то все саммиты приняли декларативные документы, весьма похожие: там выражаются совместные позиции стран по множеству мировых проблем. Вот, например, по санкционному противостоянию России и Запада – "Мы осуждаем односторонние военные интервенции и экономические санкции в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений. Учитывая это, мы подчеркиваем исключительную важность неделимого характера безопасности и считаем, что ни одно государство не может укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств".
Это – из уфимской декларации БРИКС. Но примерно так же выглядел по упомянутому вопросу прошлогодний документ этого объединения. Может быть, в этот раз он чуть жестче. Так что все это, повторим, ожидалось, потому что 14 лидеров действительно думают в целом одинаково, обсуждают лишь частности.
За локомотивом
"Внутренний товарооборот растет, рост составил по сравнению с 2009 годом 70 процентов, а торговля России, для примера, с государствами "пятерки" удвоилась. В прошлом году экономики БРИКС привлекли 20,5 процента от общемирового объема прямых иностранных инвестиций, в 2009 году это было только 16,9 процента. При этом заметно возросла доля наших стран в капиталовложениях, поступающих на глобальные рынки – с 9,7 процента до 14 процентов".
Или: "К концу прошлого года совокупный валовой продукт БРИКС превысил 32 триллиона долларов, рост с момента основания БРИКС – 60 процентов, это почти 30 процентов глобального ВВП". (И первая, и вторая цитаты – из разных выступлений Путина в Уфе).
Так что многочисленные совместные экономические планы БРИКС – это не какие-то попытки искусственно выстроить сотрудничество, а скорее необходимая помощь и без того идущему процессу.
Что касается БРИКС, то следует обратить внимание не только на фактически начинающие работу Новый банк развития и пул условных валютных резервов (это ожидалось). По-своему интереснее движение в рамках Научно-исследовательской и инновационной инициативы БРИКС. Это такой привет для тех, кто думает, что у стран Запада есть технологическая или инновационная монополия: нет ее.
В Уфе принята Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2020 года. Там значатся задачи повысить конкурентоспособность наших экономик на мировых рынках, упрочить связи в энергетике, высоких технологиях, сельском хозяйстве, науке и образовании. Готовится дорожная карта инвестиционного сотрудничества БРИКС.
Что касается саммита ШОС, который прошел вслед за БРИКС, то здесь ключевое слово именно "вслед". БРИКС выходит на роль локомотива упомянутой структуры мира, где у каждого из "большой пятерки" свой регион. Своими финансовыми и иными инициативами как бы подсказывает другим — "делай как я".
Кроме того, и на ШОС тоже был заметен экономический акцент (хотя никто не забывал про террористическую угрозу "Исламского государства", особенно в связи с ситуацией в Афганистане, и многое другое).
В целом надо заметить, что по части делового сотрудничества у ШОС ровно такие же проблемы, как и в других регионах, идущих за "локомотивами" БРИКС. Речь о странах, менее развитых, чем "локомотивы", и вдобавок соперничающими друг с другом. Поэтому, в случае с ШОС, интересно будет посмотреть, как скажется на ситуации подтвержденный на саммите прием в организацию большой державы – Индии, так же как и Пакистана. А тут еще решение о предоставлении Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу статуса партнеров по диалогу, и "повышенный" статус государства-наблюдателя для Белоруссии (есть и еще заявки): такой массовой демонстрации притягательности ШОС в истории не было.
На усиление политического веса ШОС это, конечно, окажет влияние. Но по части экономики еще только предстоит понять, ускорят ли новички региональную интеграцию.