Официально датой основания Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н.Э. Баумана считается 1 июля 1830 года, когда император Николай I на поднесенном ему проекте Положения о Московском ремесленном учебном заведении собственноручно начертал: "Быть по сему". Согласно этому Положению, основной целью создания МРУЗ, состоящего в штате Московского воспитательного дома, являлась подготовка "искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ, сведениями".
С самого начала МРУЗ стало центром технического образования в России, а зарождающаяся отечественная промышленность сразу же признала высокий уровень подготовки специалистов в новом учебном заведении.
В 1868 году Московское ремесленное учебное заведение было реорганизовано в специальное высшее учебное заведение — Императорское московское техническое училище (ИМТУ), был утвержден Устав училища как высшей инженерной школы, в первом параграфе которого было записано: "Императорское Московское техническое училище есть высшее специальное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов".
ИМТУ достигло выдающихся успехов в механике, технологии, в химической, пищевой и текстильной промышленности, в металло- и деревообработке.
Ко второй половине XIX века училище получило широкую известность не только в России, но и во многих зарубежных странах. Во всем мире была признана принятая в ИМТУ система подготовки будущих инженеров. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене "русский" метод обучения ремеслам был удостоен Большой золотой медали,
Столь же высоких наград училище было удостоено в Филадельфии (1876) и в Париже (1878).
Система получила признание в Австрии, Германии, Франции и Швеции, но именно в США русскую методику обучения стали активно использовать в учебном процессе: например, в Массачусетском технологическом институте построили специальное здание для учебных мастерских, где вскоре появился набор учебных пособий, присланный из Москвы. Вслед за МТИ русской системой заинтересовались Пенсильванский и Вашингтонский университеты. Вскоре в Чикаго, Толедо и Балтиморе организовали школы по типу Массачусетских, а в 1885 году их примеру последовали Филадельфия и Омаха.
ИМТУ получило общее признание лучшего машиностроительного вуза России, а высокий авторитет профессорско-преподавательского состава и уровень подготовки выдвинули его и в ряд ведущих политехнических школ мира. В то время в вузе работали выдающиеся ученые и изобретатели: Николай Жуковский, Семен Федоров, Николай Чарновский, Николай Умов, Петр Лебедев, Иван Каблуков, Владимир Вернадский, Александр Гавриленко, Василий Гриневецкий, Петр Петров, Иван Павлов, Петр Лазарев и другие.
С начала XX века роль ИМТУ в технической и научной жизни страны постоянно возрастала. В училище формировались фундаментальные научные школы, возникновение которых было вызвано интенсивным ростом промышленности и привлечением в училище выдающихся ученых. В области теоретической механики и аэромеханики работал "отец русской авиации" Николай Жуковский со своими учениками и соратниками — Сергеем Чаплыгиным, Борисом Юрьевым, Владимиром Ветчинкиным. Физическое направление было представлено Петром Лебедевым, Петром Лазаревым, Владимиром Щегляевым, Сергеем Вавиловым. В области электротехники работали Клавдий Шенфер, Карл Круг, Борис Угримов. Благодаря трудам Александра Ершова, Пафнутия Чебышева, Дмитрия Менделеева (почетных членов Педагогического совета ИМТУ), Николая Жуковского и других ИМТУ стало в ряд лучших научно-технических школ Европы.
После Октябрьской революции 1917 года училище было переименовано в Московское высшее техническое училище (МВТУ), продолжив подготовку инженеров для машиностроения и приборостроения.
В начале 1920 года в училище был создан рабочий факультет (рабфак), первым директором которого стал профессор-химик Фридрих Герке. В 1920-1930-е годы среди выпускников МВТУ были конструктор первых советских ЭВМ Сергей Лебедев и конструктор атомных реакторов Николай Доллежаль, главные конструкторы ракетной техники Сергей Королев, Владимир Бармин и Николай Пилюгин, конструкторы самолетов Семен Лавочкин, Павел Сухой, Владимир Мясищев, Владимир Петляков.
На основе МВТУ были образованы такие крупнейшие научно-исследовательские институты как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Научный автомоторный институт (НАМИ) и другие.
Серьезным трансформациям училище подверглось в 1930 году, когда на базе факультетов МВТУ были образованы: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), Московский Архитектурный институт (МАРХИ), четыре военных академии, целый ряд химических институтов.
В 1930 году училищу было присвоено имя революционера Николая Баумана.
В 1938 году в МВТУ открылись новые оборонные факультеты: танковый, артиллерийский и боеприпасов, в1948 году — факультет ракетной техники.
27 июля 1989 года Московскому высшему техническому училищу имени Н.Э. Баумана был присвоен статус государственного технического университета.
За большие заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии отечественной науки МГТУ им. Н. Э. Баумана награжден орденами Трудового Красного Знамени, (1930) Ленина (1955), Октябрьской Революции (1980). В 1995 году университет был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2000 году университет был удостоен Благодарности президента РФ.
За 185 лет своего существования МГТУ выпустил около 200 тысяч инженеров. Среди них известные государственные деятели высокого ранга, выдающиеся генеральные и главные конструкторы, известные ученые, руководители крупных организаций и фирм, космонавты.
Обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 20 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МГТУ имени Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 16 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 700 докторов и около двух тысяч кандидатов наук.
Основными структурными подразделениями Бауманского университета являются восемь научно-учебных комплексов, состоящих из факультета и научно-исследовательского института, — "Фундаментальные науки", "Информатика и системы управления", "Машиностроительные технологии", "Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника", "Робототехника и комплексная автоматизация", "Специальное машиностроение", "Энергомашиностроение", "Инженерный бизнес и менеджмент".
Профессиональная подготовка также осуществляется на отраслевых факультетах "Аэрокосмический", "Оптико-электронное приборостроение", "Приборостроительный", "Радиотехнический" и "Ракетно-космическая техника" созданных на базе крупных предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных городах Реутове, Красногорске и Королеве, а также в филиале университета в городе Калуге.
Бауманский университет является национальным исследовательским университетом техники и технологий, проводит исследования по приоритетным и самым передовым направлениям науки, техники и технологий. Свыше 30 компаний включили МГТУ в свои программы инновационного развития. Среди них — ОАО "Транснефть", ОАО "Газпром", ГК "Росатом", ОАО "Роснано", ОАО "РКК "Энергия", ОАО "Алмаз-Антей" и другие. По объему "портфеля" научно-исследовательских работ (около 5 миллиардов рублей) МГТУ занимает первое место среди вузов России. Университет реализует около 90 крупных научных проектов по различной тематике. Бауманский университет — учредитель фонда "Сколково".
В настоящее время стратегия МГТУ направлена на подготовку кадров для передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны — информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем и материалов; энергетика и энергосбережение; живые системы; безопасность и противодействие терроризму; транспортные и авиационно-космические системы; перспективные вооружения и военная техника.
При университете работает проектный бизнес-инкубатор, который в 2015 году по оценкам шведской компании UBI Global в нескольких категориях занял уровень выше среднемирового.
Студентами Молодежного космического центра МГТУ имени Баумана разработаны два микроспутника для дистанционного зондирования Земли — "Бауманец" и "Бауманец-2".
Университет имеет два филиала — Калужский (город Калуга) и Дмитровский (поселок Орево Дмитровского района Московской области), в 2014 году в структуру университета включен Московский техникум космического приборостроения.
МГТУ им. Н.Э. Баумана активно работает над сохранением, становлением, развитием и совершенствованием научных, инженерных и научно-педагогических школ, многие из которых получили государственное и мировое признание. Научные инженерные и научно-педагогические школы МГТУ им. Н.Э. Баумана отличают по крайней мере три особенности: высокий естественно-научный уровень, фундаментальность общеинженерных научных направлений; общероссийский масштаб некоторых школ, зародившихся или получивших широкое развитие еще в стенах ИМТУ (МВТУ).
Вся научная деятельность МГТУ связана с будущим. Это — участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, ориентация на новые экономические взаимоотношения в соответствии с требованиями времени.
Сегодняшние выпускники университета — это инженеры, научные работники, руководители производства XXI века.
В МГТУ накоплен уникальный опыт подготовки специалистов из числа студентов-инвалидов по слуху, начало которой было положено еще в 1934 году.
Ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана — доктор технических наук, профессор Анатолий Александров.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников