Итоговые документы содержат большое количество положений, посвященных безопасности и борьбе с терроризмом. При этом в них подчеркивается, что растущее объединение не имеет цели формировать военно-политический союз.
Непростые вопросы грядущего председательства
Главной новостью саммита стало начало процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана. До последнего в СМИ звучали сомнения о том, удастся ли двум соседним странам, отношения которых далеки от идеальных, заручиться доверием стран-основателей организации и получить статус полноправного члена.
Отношения Дели и Исламабада остаются напряженными со времен раздела Британской Индии в 1947 году. Между Индией и Пакистаном произошло несколько полномасштабных войн — в 1947-1948 годах, в 1965 и 1971 годах, а также ряд мелких пограничных конфликтов. Причиной двух войн стал вопрос территориальной принадлежности Кашмира. Индия обвиняет армию и спецслужбы Пакистана в поддержке сепаратистов в штате Джамму и Кашмир. Исламабад эти обвинения отрицает.
Даже утром в день мероприятия президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече с российским лидером Владимиром Путиным заявил, что у него есть ряд непростых вопросов, связанных с грядущим председательством Узбекистана в ШОС и расширением организации. В частности, Узбекистан хотел бы знать, насколько длительным будет процесс присоединения новых стран к ШОС. Каримов назвал это непростым вопросом, с учетом того, что обе эти страны располагают ядерным оружием, и это изменит не только политическую карту, но и расстановку сил.
Однако после встречи лидеров стран ШОС в узком кругу он заявил, что поддерживает "предложения о начале обсуждения принятия Индии и Пакистана в полноправные члены". И еще через некоторое время соответствующие документы были подписаны главами стран.
Пока неясно, насколько площадка ШОС позволить сблизить две этих страны, однако утром премьер-министр Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф провели двустороннюю встречу. По ее итогам был опубликован пресс-релиз, где говорилось о "добросердечной атмосфере", и также о том, что Моди приняли приглашение посетить Пакистан во время проведения там саммита Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (ЮААСР) в 2016 году. Кроме того, стороны договорились провести встречи советников по нацбезопасности и обсудить вопросы борьбы с терроризмом и возможности ускорения расследование по делу о терактах в Мумбаи.
По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сотникова, все это неслучайно и вступление в ШОС способствует улучшений отношений двух соседей. Однако полной уверенности в успехе этого нет, считает эксперт.
"Потому что для Индии проблема с Пакистаном остается одна, самая главная проблема. Это приток из территории Пакистана моджахедов и исламистов, прежде всего, в спорный штат Джамму и Кашмир… Я не думаю, что вступив в ШОС, Индия и Пакистан сумеют навязать остальным членам ШОС решение кашмирского вопроса", — сказал Сотников.
При это он отметил, что если визит Моди в Пакистан все-таки состоится, то это может стать началом "перезагрузки" отношений двух стран. "Однако, сильно обольщаться не стоит", — заключил эксперт.
Событием колоссального значения назвал вступление Индии и Пакистана директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов.
"ШОС становится поистине колоссальной евразийской организацией, с огромным политическим весом. К этой организации присоединяются две ядерные державы Азии, в результате четыре ядерных державы (с учетом РФ и Китая — ред.) объединены в одну организацию", — сказал он, добавив, что это меняет расклад сил на геополитической карте мира.
По его мнению, Индия и Пакистан постепенно выходят сферы влияния США, однако процесс этот будет болезненным и долгим, считает эксперт.
Белоруссия в новом статусе
Еще одной сенсацией стало повышение статуса Белоруссии с партнера по диалогу до наблюдателя. Это дает ей право предлагать собственный инициативы в рамках организации, а также укрепит ШОС, сообщил РИА Новости ее генеральный секретарь Дмитрий Мезенцев.
"Показав очень успешную работу в статусе партнера по диалогу (Белоруссия — ред.), предложит в рамках шосовской повестки дня новые подходы, свои инициативы и это, конечно, укрепляет организацию, тем более, надо помнить, что Белоруссия член ЕАЭС", — сказал он.
О намерении занять активную позицию в рамках ШОС заявлял накануне и глава МИД республики Владимир Макей.
"Мы не намерены идти с протянутой рукой в эту организацию, мы хотим внести свой вклад в ее развитие, участвовать в реализации взаимовыгодных проектов. Подчеркиваю, взаимовыгодных", — сказал министр.
Из выступлений на полях форума можно было сделать вывод, что интерес этот во многом экономический. В частности, министр транспорта России Максим Соколов отметил активное содействие Белоруссии в реализации проектов создания новых транспортных коридоров, которые позволять наладить перевозки по территории стран ШОС, а потом — в другие страны.
"Часть грузов может, в том числе, пройти и через территорию Белоруссии. Мы, в общем, адекватно относимся к этим предложениям", — сказал он.
На этом фоне нескольким странам был присвоен статус партнеров по диалогу. Это Азербайджан, Камбоджа, Армения и Непал.
Лидеры стран ШОС не раз вспоминали Иран, выражая надежду на его возможное вступление в ряды организации, однако неизменно оговариваясь, что это можно будет сделать только после снятия с него санкций ООН, чтобы такое решение не противоречило уставу. На завершающей пресс-конференции Владимир Путин выразил надежду, что компромисс по иранской ядерной программе будет найден в ближайшее время.
"Конечно, мы исходим из того что с Ирана будут сняты все санкции, потому что мы вообще считаем, что это не способ решения проблем. Каждый из участников этих переговоров имеют свою точку зрения, но должен быть найден компромисс. На мой взгляд, будет найден в ближайшее время", — сказал Путин.
Сейчас членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В статусе наблюдателей кроме Белоруссии находятся Монголия, Иран и Афганистан. Заявку на получение статуса наблюдателя подали Шри-Ланка и Армения. В качестве "партнеров по диалогу" в ШОС находятся Шри-Ланка и Турция.
Подводя итоги саммита, главы государств традиционно приняли ряд документов, в том числе основополагающих: декларация и стратегия развития ШОС до 2015 года.
Для России важным было упоминание в декларации ситуации на Украине. Участники саммита призвали к "скорейшему восстановлению мира на Украине на основе полного и безусловного выполнения всеми сторонами минских договоренностей от 12 февраля 2015 года" и подчеркнуто, что "государства-члены исходят из безальтернативности политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций в различных регионах мира на основе строгого соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права".
Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов в конце дня, отметил, что урегулирование кризиса на Украине "пробуксовывает", однако шансов на успех больше, чем на провал.
"Действительно, в известной степени урегулирование пробуксовывает из-за того, что у наших партнеров в Киеве нет желания вести прямые переговоры с Донбассом. Я склонен скорее считать, что у нас больше шансов на успех, чем на провал. Все мы сходимся в одном, что нет никакого другого решения украинской проблемы, кроме как возможности решить ее мирным путем и через полное, безусловное исполнение договоренностей, достигнутых в Минске", — сказал Путин.
Основная часть итоговых документов посвящена безопасности. В частности, страны ШОС объявили одним из своих приоритетов борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, пообещали активизировать сотрудничество в этой сфере. Также они выступили против размещения оружия в космосе и призвали к неукоснительному выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия.
Также в декларации высказано убеждение, что неограниченное и одностороннее наращивание систем ПРО отдельными странами нанесет ущерб безопасности в мире, а любые меры, ограничивающие торгово-экономическое сотрудничество, то есть экономические санкции, неприемлемы без одобрения Совбеза ООН.
Несмотря на обилие таких пунктов, страны ШОС намерены развивать организацию без формирования военно-политического союза. Это зафиксировано в стратегии развития до 2015 года.
"Государства-члены своими общими целями на предстоящий период считают следующее:… совершенствование ШОС как многопрофильной региональной организации, не предусматривающей формирования военно-политического союза или экономического интеграционного объединения с образованием наднациональных институтов управления", — сказано в документе.