Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Генеральный план реконструкции и развития Москвы (1935)

Восемьдесят лет назад, 10 июля 1935 года, был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы - первый в истории градостроительный документ, в котором план социалистической реконструкции крупнейшего столичного города был разработан на основе научно обоснованной программы.

10 июля 1935 года постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР и ЦК ВКП(б) был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. Он стал первым в истории градостроительства документом, в котором план социалистической реконструкции крупнейшего столичного города был разработан на основе научно обоснованной программы.

Идея реконструкции Москвы была выдвинута вскоре после переезда 11 марта 1918 года советского правительства в Москву из Петрограда.

В 1918 году при Моссовете были созданы архитектурные мастерские во главе с известными архитекторами Алексеем Щусевым и Иваном Жолтовским, усилиями которых в 1923 году был разработан план "Новая Москва".

Проект не был официально утвержденным документом, но на его основе началась большая работа по реконструкции и новой застройке города.

Но уже к середине 1920-х годов план не вполне стал отвечать требованиям времени. В связи с этим на конкурсной основе началась подготовка составления для Москвы нового градостроительного плана. Свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого.

В июне 1931 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором было принято постановление "О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР", где была дана развернутая конкретная программа реконструкции Москвы и развития ее городского хозяйства, а также поставлена задача разработать научно обоснованный план дальнейшего расширения и застройки Москвы.

В 1931-1933 годах в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и регулирования текущей застройки, были созданы проектно-планировочные мастерские. Работа по генплану проходила под общим руководством архитекторов Владимира Семенова, Сергея Чернышева и инженера Андрея Страментова.

Проектирование генплана велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу. Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т.д. В 1935 году работы над Генеральным планом Москвы были закончены. 10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление "О Генеральном плане реконструкции города Москвы".

Основная идея Генплана заключалась в том, что Москва — столица Советского Союза, а в будущем — и столица победившего на всей планете социализма. Поэтому основной упор делался на создание и усиление столичных функций, подчеркивающих политическую роль Москвы, а одним из главных постулатов стало ограничение роста промышленности.

Пленум ЦК ВКП(б) одобрил совмещение в Кремле политического и планировочного центров Москвы, как это было в средневековье. Столица социалистического государства XX века структурно совпала со столицей феодальной монархии XVII века. В основу Генерального плана легла идея о реконструкции столицы как символического города-звезды, отвечающей "демократическому централизму" – организационному принципу ВКП(б). Архитекторы проектировали столицу как статичный ансамбль, где диагональные проспекты устремлены к главному монументу города – Дворцу Советов.

Москва должна была превзойти Париж, Лондон, Берлин по числу радиальных проспектов; Вашингтон – по размерам общественного центра; все города мира – по высоте главного здания и венчающей скульптуры (высота Дворца Советов 210 метров и 100 метров высота скульптуры Владимира Ленина).

Генеральный план реконструкции предусматривал увеличение к 1960 году численности населения Москвы с 3,66 миллиона (1935) до 5 миллионов человек и расширение городской территории с 285 до 600 квадратных километров, преимущественно в юго-западном направлении.

Основополагающими идеями Генерального плана Москвы были регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры города (радиально-кольцевой) с решительной ее реконструкцией в соответствии с требованиями современного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-технического оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощного лесопаркового пояса (в радиусе до 10 километров) для оздоровления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития парковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопарковой зоной, и озеленения жилой застройки.

По плану предусматривалось приведение в полный порядок городских бульваров Садового и Бульварного кольца, парка Ленинских гор, Измайловского, Сокольнического, Краснопресненского, Останкинского парков и парка Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.

Для обводнения города планировалось создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое — внутригородское, получаемое в результате сооружения Северного внутригородского канала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки.

Все набережные Москвы-реки превращались в основную магистраль города, берега реки должны были быть облицованы гранитом. Все набережные реки Москвы и Яузы от устья до Садового кольца планировалось застроить домами и архитектурно оформить.

К 1937 году предусматривалось очистить от мелких строений территорию Лужников.

Планировалось создание нового проспекта, идущего от площади им. Дзержинского (ныне Лубянка) к Дворцу советов и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район.

План предусматривал расширение центральных улиц и площадей. Для этого был предложен снос старых зданий в центре Москвы. Предлагалось освободить от существующей мелкой застройки Китай-город, Зарядье и построить на освободившихся местах монументальные здания государственного значения.

Планировалось расширение вдвое Красной площади. Также предусматривалось создание трех сквозных, пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов, проведение новых кольцевых магистралей, строительство новых мостов, метрополитена, вывод за черту города всех опасных в пожарном отношении и вредных в санитарно-гигиеническом отношении предприятий, соединение сходящихся к Москве линий железных дорог тоннелями.

По плану полагалось строить дома высотой не ниже шести этажей, а на проспектах и крупных магистралях дома должны быть ещё более высокие в 7-10 и выше этажей. Планировалось осуществлять застройку города большими кварталами (9-15 гектаров) с организацией обязательной сети культурно-бытового обслуживания населения в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п. В постановлении было особо отмечено значение художественно-образного решения столицы.

К моменту утверждения Генерального плана реконструкции Москвы по нему уже велись крупные градостроительные работы. При воплощении плана первоочередное внимание уделялось созданию парадного центра города, реконструкции главных магистралей. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов. В полукольце центральных площадей была создана Манежная площадь, на месте сооружений Охотного ряда построены гостиница "Москва", монументальное здание Совета Труда и Обороны (ныне здание Государственной думы); рядом с домом Пашкова возник новый корпус Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). На месте снесённого в 1931 году храма Христа Спасителя началось строительство грандиозного здания Дворца Советов.

С постройкой к 1937 году канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) была решена проблема водоснабжения столицы и развития судоходства по Москве-реке. В гранит и бетон оделись в черте города берега рек Москвы и Яузы, Водоотводного канала.

Во второй половине 1930-х годов были полностью перестроены мосты через Москву-реку, реконструирована улица Горького (Тверская), созданы крупные парки (Измайловский, Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького и другие), благоустроены бульвары и скверы. За 1935-1940 годы было построено более 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов. К 1941 году городская застройка вышла за пределы Окружной железной дороги.

В то же время в ходе "социалистической реконструкции" Москвы были уничтожены десятки ценнейших памятников архитектуры, в числе которых большая часть стены Китай-города, собор Спаса на Бору, ансамбли Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле, Казанский собор на углу Никольской улицы и Красной площади, церковь Успения на Покровке, Сухарева башня, сооружения Симонова монастыря, храм Христа Спасителя.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов реализация Генплана 1935 года была временно прекращена. Однако строительство линий метрополитена велось и в военные годы: к концу 1945 года их протяженность увеличилась на 15 километров. После войны развернулись работы по восстановлению города, а за тем продолжилась его плановая реконструкция.

К 1953 году строительство Москвы согласно генплану реконструкции и внесенным в него изменениям было завершено. Созданное в соответствии с генеральным планом 1935 года архитектурное пространство Москвы получило название "сталинского ампира", "сталинского стиля".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала