МОСКВА, 7 июл — РИА Новости/Прайм. Финансовые власти стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) на встрече в Москве во вторник дали старт работе Нового банка развития (банк БРИКС) и согласовали условия взаимной поддержки в рамках пула валютных резервов. Эти два института вряд ли станут альтернативой таким гигантам мировой финансовой архитектуры, как Всемирный банк и МВФ, но помогут своим учредителям решать проблемы, связанные с бюджетными ограничениями и нехваткой инвестиций.
Первые проекты, которые могут получить деньги Нового банка развития, по словам министра финансов России Антона Силуанова, станут известны уже в текущем году. Прежде всего, речь идет об инфраструктурных проектах в рамках китайского "Шелкового пути". Минфин России рассчитывает, что средства банка БРИКС также смогут стать частичной заменой инвестициям из ФНБ.
"Все те проекты, которые наши крупные компании предлагают, в том числе, к финансированию за счет средств ФНБ, будут являться основанием для включения в перечень наших предложений (банку БРИКС — ред.)", — сказал Силуанов на брифинге по итогам заседания совета управляющих банка БРИКС. В частности, по словам министра, интерес для нового института будут представлять проекты "Роснефти".
И нашим, и вашим
Глава Минфина России не исключил, что в отдаленной перспективе страны, не входящие в БРИКС, также смогут претендовать на финансирование из Нового банка развития. "Безусловно, вложение средств в экономики других стран тоже будет осуществляться, но в приоритете все-таки развитие инфраструктуры участников банка", — подчеркнул министр.
Объем оплаченного капитала банка составит 10 миллиардов долларов (взнос каждой из пяти стран — по 2 миллиарда долларов), а впоследствии может быть увеличен на 40 миллиардов долларов. А планка разрешенного (максимально возможного) капитала установлена на уровне 100 миллиардов долларов.
На первом заседании совета управляющих был утвержден состав правления и концепция банка БРИКС. Президентом банка был утвержден представитель Индии Кундапур Ваман Каматха — бывший глава ICICI, входящего в четверку крупнейших индийских банков.
Поддержка банка может быть особенно актуальна в связи с ростом оттока капитала и бюджетными ограничениями, на которые будут вынуждены пойти страны БРИКС в случае ожидаемого ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США. Этот вопрос, по словам Силуанова, также обсуждался на встрече.
"Вопрос о снижении дефицитов, в первую очередь, бюджетов является одной из мер реагирования на возможное ужесточение денежно-кредитной политики ФРС", — сказал он.
Очень отдаленное будущее
Создание банка развития и пула резервных валют БРИКС дали экспертам повод для размышлений о более тесной интеграции стан объединения — вплоть до создания валютного союза.
"Сейчас мандат Нового банка развития не подразумевает расчетную функцию, но я не вижу ничего противоестественного, если Новый банк развития будет заниматься и расчетами в национальных валютах", — сказал в интервью РИА Новости зампред Внешэкономбанка Сергей Васильев.
Переход на расчеты в национальных валютах действительно обсуждается, подтвердил глава Минфина РФ, но валютный союз — это тема очень отдаленного будущего.
"Говорить о создании валютного союза — значит говорить об очень тесной интеграции экономик стран. Созданию валютного союза предшествует огромное количество мер по интеграции налогового, бюджетного, таможенного законодательства, технических регламентов и так далее. Поэтому на повестке дня создание единого валютного союза, единой валюты не стоит", — сказал Силуанов.
Не идет речи и о создании общей платежной системы объединения — аналога международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT. ЦБ РФ пока обсуждает с партнерами по БРИКС возможное сотрудничество платежных систем только на двусторонней основе, сообщила журналистам глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Условное валютное плечо
В обозримой перспективе, скорее всего, ни одна из стран БРИКС не воспользуется и услугами пула валютных резервов, уверены российские финансовые власти, поэтому нет никакой необходимости создавать в рамках БРИКС реальные совместные запасы валюты.
"России нет необходимости пользоваться услугами пула: достаточный объем золотовалютных резервов, мы оперативно приняли меры реагирования на сокращение потоков валюты в страну, оперативно были приняты меры, которые позволили сократить оттоки капитала", — прокомментировал Силуанов.
Набиуллина также подчеркнула, что пул условных валютных резервов является именно страховочным инструментом. "Мы сейчас не видим оснований полагать, что какая-либо из стран-участниц будет вынуждена обратиться к помощи этого инструмента в обозримой перспективе", — сказала она.