ВЕНА, 7 июл — РИА Новости. Елизавета Исакова, Полина Черница. Главы МИД "шестерки" и Ирана во вторник вновь решили отложить заключение всеобъемлющего соглашения по урегулированию ядерной проблемы Тегерана. Однако, помня о предыдущем неудачном опыте, называть новую дату министры не стали. Лишь сообщили заждавшимся журналистам, что готовы работать еще "несколько часов, несколько дней".
Нужно еще пару дней
"Мы продолжаем переговоры, в эти часы вы видите, что министры уезжают с тем, чтобы потом вернуться. Мы продолжим переговоры. Но это не означает, что мы оттягиваем дедлайн", — сказала она журналистам.
"Мы затронули сложные вещи — иногда болезненные, но необходимые, чтобы достичь соглашения. И я не говорю о затягивании, я говорю о том, чтобы взять часы, которые нам нужны, чтобы завершить нашу работу. Мы всегда знали, что это будет сложно, но мы продолжаем работать, чтобы увидеть, сможем ли мы организовать завершение соглашения в следующие часы и пару дней — вот чем мы заняты", — добавила Могерини.
Она отметила, что это "все то же окно, которое мы по максимуму используем, не закрывая его, чтобы открыть новое".
Осталось не больше 10 вопросов
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров устроил брифинг одновременно с Могерини и дал свою оценку ходу переговорного процесса. По его словам, нерешенных вопросов осталось не больше десяти.
"Это важная вещь еще и потому, что сегодня на первый план, и это все признают, выходит задача объединения усилий стран региона в борьбе с терроризмом. С этой точки зрения, конечно же, прекращение запретов на поставки в Иран необходимых для борьбы с терроризмом вооружений является весьма и весьма актуальной задачей", — сказал Лавров.
В то же время, как отметил министр, стороны смогли снять основные озабоченности ряда стран в связи с возможностью перевода мирной ядерной программы Ирана в военное измерение.
"Все, что касается собственно технологической задачи, сделать все необходимое для того, чтобы устранить риски распространения оружия массового поражения, распространения технологий, которые связаны с военным измерением ядерной промышленности — все это давно решено. Сейчас идет речь о процессах, о процедуре применения тех или иных шагов, если у кого-то возникнут подозрения в отношении добросовестного исполнения другой стороной своих обязательств", — сказал журналистам российский министр.
При этом Лавров отметил, что, несмотря на несколько противоречивые итоги нынешней встречи в Вене, когда при приближении дедлайна "наиболее заинтересованные стороны пытаются выторговать себе чуть побольше позитивных уступок от другой стороны", результат переговоров приблизил партнеров "к окончательной договоренности".
"Это очень развернутый, очень насыщенный, конкретный документ. Я думаю, что осталось недолго ждать до того, как вы с ним сможете ознакомиться", — сказал Лавров. Однако он поспешил добавить, что речь не идет об "искусственных сроках", и "все сконцентрированы на достижении качественной договоренности".
Оставшиеся в Вене
"Госсекретарь Керри останется в Вене, чтобы продолжить переговоры с нашими партнерами по "шестерке", верховным представителем (ЕС по внешней политике Федерикой) Могерини и министром иностранных дел Ирана (Мохаммадом Джавадом) Зарифом", — говорится в заявлении Харф, распространенном госдепартаментом США.
Позже присутствующий на переговорах в Вене представитель американской администрации заявил, что Вашингтон не планирует соглашаться на продление переговоров по Ирану на следующие несколько месяцев. Также в ходе брифинга было объявлено, что санкции ООН в отношении Ирана в сфере ракетных технологий и поставок оружия будут сохранены даже в случае достижения финальных договоренностей по иранской ядерной программе.
В то же время представитель администрации США отметил, что у Тегерана есть право иметь на вооружении ракеты с обычной боеголовкой.
Бессрочный раунд
К слову, накануне основного дедлайна, который истекал в ночь на первое июня, глава МИД ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер посоветовал журналистам готовиться к тому, что сроки будут соблюдены и стороны договорятся. "Однако 30 июня может продлиться дольше 24 часов", — добавил он.
Предсказание немецкого министра сбылось. На момент истечения сроков уже второго дедлайна, определенного на нынешний вторник, "30 июня" главы МИД ФРГ "длилось" уже почти 200 часов. И даже этот рекорд, очевидно, будет побит в ближайшее время.