Столица Белоруссии город Минск был освобожден в ходе Минской наступательной операции 29 июня — 4 июля 1944 года, проведенной войсками 3-го (генерал армии Иван Черняховский), 2-го (генерал-полковник Георгий Захаров) и правого крыла 1-го (маршал Советского Союза Константин Рокоссовский) Белорусских фронтов при содействии 1-го Прибалтийского фронта (генерал армии Иван Баграмян).
Минская наступательная операция стала одним из ключевых этапов Белорусской стратегической операции 1944 года под кодовым наименованием "Багратион", целями которой были разгром немецкой группы армий "Центр" и освобождение Белоруссии от фашистских захватчиков.
В июне 1944 года линия фронта на белорусском направлении проходила на восток от Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и представляла собой дугу или выступ (так называемый "Белорусский выступ"), обращенный своей вершиной на восток и протянувшийся более чем на 1100 километров. Гитлеровцы сконцентрировали здесь наиболее крупную группировку своих войск – группу армий "Центр" (командующий генерал Эрнст Буш, которого 28 июня сменил считавшийся в вермахте наиболее искусным в ведении именно оборонительных сражений генерал-фельдмаршал Вальтер Модель) в составе 3-й танковой армии, 4-й, 9-й и 2-й полевых армий. С севера к группе "Центр" присоединялись войска 16-й армии из группы армии "Север", с юга – соединения 4-й танковой армии из группы армий "Северная Украина".
Всего Красной Армии противостояли подготовленные к стратегической обороне 63 дивизии и три бригады с количеством 1,2 миллиона человек, 9500 орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий, 1350 самолетов. Созданную в Белоруссии глубокоэшелонированную систему обороны, которая прикрывала главные стратегические направления (восточно-прусский и варшавско-берлинский), гитлеровцы называли "Фатэрлянд", показывая, что здесь их армия отстаивает рубежи самой Германии.
Советское командование приняло все меры для обеспечения успеха операции по освобождению Белоруссии: на протяжении апреля-мая был детально разработан план операции; проведена всесторонняя подготовка к наступлению (наши войска были объединены в четыре фронта, обеспечены в достаточной степени техникой, боеприпасами, горючим, медицинскими средствами, питанием); продумана система взаимодействия подразделений Красной Армии с партизанскими соединениями, бригадами и отрядами.
К исходу 28 июня 1-й Прибалтийский фронт вел боевые действия на подступах к Полоцку и на рубеже Дретунь, восточнее поселка Ушачи, города Лепель; войска 3-го Белорусского фронта подошли к реке Березина, охватывая противника с севера; войска 2-го Белорусского фронта теснили врага с востока; 1-й Белорусский фронт, взломав оборону противника на Березине и охватывая его с юга, вышел на рубеж Свислочь, Осиповичи, западнее города Старые Дороги, восточнее поселка Копаткевичи, далее вверх по реке Припять. Подвижные соединения фронтов, действовавшие в районах Борисова и Осиповичей, находились в 100 километрах от столицы Белоруссии, а главные силы противника, отступавшие в направлении Минска, – в 130-150 километрах от него, не имея возможности оторваться от наступавших с востока войск 2-го Белорусского фронта. В этой обстановке, в соответствии с замыслом Белорусской операции, Ставка Верховного Главнокомандования директивами от 28 июня поставила задачи фронтам на окружение и уничтожение минской группировки противника.
Замысел советского командования заключался в том, чтобы в ходе развернувшегося преследования врага стремительными ударами войск левого крыла 3-го Белорусского фронта и части сил правого крыла 1-го Белорусского фронта по сходящимся направлениям на Минск во взаимодействии со 2-м Белорусским фронтом завершить окружение минской группировки противника. Одновременно войска 1-го Прибалтийского, правого крыла 3-го Белорусского и часть сил 1-го Белорусского фронтов должны были продолжить стремительное наступление на запад, уничтожить подходившие резервы противника и создать условия для развития наступления на шяуляйском, каунасском и варшавском направлениях.
29-30 июня войска 3-го Белорусского фронта вышли к Березине, форсировали ее в нескольких местах и продолжали стремительно продвигаться к Минску.
Гитлеровское командование делало все, чтобы удержать город. Здесь были сконцентрированы три пехотные и одна танковая дивизии, три полка эсэсовцев, срочно переброшенные из Польши.
Бои советских войск за освобождение Минска начались на рассвете 3 июля. Части 3-го Белорусского фронта — 2-й гвардейский танковый корпус с передовыми отрядами, выделенными от стрелковых дивизий 31-й армии, завязали бои на северо-восточных и восточных окраинах Минска и первыми ворвались в город. Преодолев противодействие двух пехотных полков противника, поддержанных танками и штурмовыми орудиями, их подразделения к 7 часам 30 минутам прорвались в центр Минска. Через два часа части 2-го гвардейского танкового корпуса, 31-й и 5-й гвардейских танковых армий в ходе совместных действий полностью освободили столицу Белоруссии от захватчиков.
Также успешно действовали войска 1-го Белорусского фронта, которые преследовали противника на минском и барановичском направлениях. 1-й гвардейский танковый корпус в ночь на 3 июля обошел Минск с юга и вышел на юго-восточную окраину города, где соединился с войсками 3-го Белорусского фронта. Тем самым было завершено окружение основных сил противника (всего 105 тысяч человек). В направлении Минска одновременно наступали и войска 2-го Белорусского фронта. Они сковывали, дробили и уничтожали соединения противника, не давали им возможности оторваться и быстро отойти на запад. Советская авиация, прочно удерживая господство в воздухе, наносила мощные удары по противнику, дезорганизовывала планомерное отступление его войск, препятствовала подходу резервов. Большую помощь войскам оказали партизаны, которые устраивали засады на путях отхода противника, громили его штабы и отдельные части, захватывали переправы.
Ликвидация немецкой группировки, окруженной на востоке и юго-востоке от Минска ("Минский котел"), продолжалась до 11 июля. Вырваться из него фашистским войскам так и не удалось, хотя Гитлер обратился по радио к командованию окруженной группировки с приказом, в котором требовал сделать все, чтобы выйти из окружения. В результате противник потерял 70 тысяч человек убитыми, более 30 тысяч человек были взяты в плен, в том числе 12 генералов.
Минская операция представляет значительный интерес с точки зрения развития советского военного искусства. Окружение восточнее Минска крупной группировки противника было запланировано еще при подготовке Белорусской операции и осуществлено в ходе преследования противника на глубине 200-250 километров от переднего края его обороны. Решение такой задачи стало возможным благодаря четкому взаимодействию фронтов, которые преследовали отходившего противника как по параллельным путям (3-й и 1-й Белорусские фронты), так и с фронта (2-й Белорусский фронт). В Минской операции войска на внешнем фронте не переходили к обороне на определенном рубеже, а продолжали развивать наступление в глубину, чем лишали противника возможности организовать непосредственное взаимодействие его окруженной группировки с основными силами на внешнем фронте окружения из-за его непрерывной подвижности. Важную роль в решении задач по окружению и уничтожению противника играл маневр соединения и объединения подвижных войск. При этом большое значение придавалось передовым отрядам, основу которых составляли стрелковые батальоны, посаженные на автомашины и усиленные танками, самоходно-артиллерийскими установками и артиллерией.
За умелые и героические действия в Минской операции свыше 50 соединений и частей были удостоены почетного наименования Минских.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. 8 т., 2004 г.)