Москва, 1 июл – РИА Новости. Экспертам Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, за три года существования организации, удалось сдвинуть с "мертвой точки" решение множества вопросов, связанных с улучшением условий жизни социально незащищенных граждан. Одной из приоритетных задач является поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. О том, что уже удалось сделать в этом направлении, и на чем сфокусировано внимание экспертов в настоящий момент, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала руководитель секции Совета "Проблемы детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью", специальный представитель Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" Елена Клочко.
- Елена Юрьевна, каких специалистов удалось привлечь в Совет к работе над проблемами детей с ОВЗ и инвалидностью?
— Совет изначально формировался по принципу привлечения представителей общественных организаций, занимающихся социальными вопросами. К работе по нашему направлению был привлечен колоссальный опыт десятков экспертных и родительских организаций из 35 регионов России. Мы наладили продуктивную работу с Минтрудом, Минобрнауки, Минздравом. Я считаю, что межведомственное взаимодействие происходит через "тело" общественности. И это действительно так: в ходе работы Совета нам удается донести конкретные проблемы детей и взрослых с инвалидностью, их семей до министерств.
- На чем в настоящее время сфокусировано внимание экспертов Совета?
— Первоочередной задачей является полномасштабная реализация на региональном уровне решений федеральных законов № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания", № ФЗ-273 "Об образовании в РФ" в части детей с ОВЗ и инвалидностью. А также Постановления Правительства №481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Все больше детей с инвалидностью воспитывается в семьях. Поэтому один из главных вопросов, который волнует родителей: что будет с ребенком, когда он вырастет, а нас не станет? Сейчас практически единственный вариант в этом случае – помещение человека в психоневрологический интернат. Это страшная перспектива для детей и их родителей. Альтернативой могло бы стать сопровождаемое проживание в обычных условиях, но пока такая возможность в нашей стране существует лишь в виде отдельных инициатив. Например, в Пскове, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде созданы квартиры сопровождаемого проживания. В Ленинградской, Иркутской областях — сельские поселения. Я считаю, нужно вводить понятия "сопровождаемое проживание", "сопровождаемая занятость" в 442-ФЗ и обеспечить массовое привлечение негосударственных организаций в социальную сферу для исполнения такого рода услуг. Но пока проблемы есть и в создании действующих механизмов и в необходимости повышения квалификации специалистов. Тем не менее, нам удается отслеживать позитивные изменения и негативные явления с помощью наших коллег в регионах.
- Принимает ли Совет участие в процессе внедрения в регионах принципов инклюзивного образования?
— Конечно! В тесной связке с родительским запросом и при поддержке Минобрнауки был практически полностью переработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ. Активное участие мы принимаем в решении проблем, связанных с деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий. В поле нашего внимания и вопрос о качественном коррекционном образовании. Во многом благодаря инициативе членов Совета, начинается процесс выведения детей из интернатов соцзащиты и интеграция их в учреждения образования. Здесь также много проблем, одна из них связана с педагогами, которые пока не очень представляют, что и как делать с детьми этой категории. Но Минобрнауки последовательно ведет работу по переподготовке кадров. Востребован практический экспертный опыт некоммерческих организаций, работающих с детьми сложных категорий, в том числе с расстройствами аутистического спектра, разработаны предложения по поправкам в "Закон об образовании", принято решение о создании Федерального ресурсного центра проблем аутизма.
- Помогут ли новые образовательные стандарты пересмотреть отношение общества к "особым" детям?
— Вопрос нужности наших детей и принятия их в обществе напрямую зависит от уровня их социализации, которую нужно начинать с раннего возраста. Одно из последних направлений — изменение списка противопоказаний для летнего отдыха. Мы добиваемся того, чтобы все дети с любыми нарушениями (кроме острых состояний) могли поехать в лагеря с сопровождением. Это также важно, как инклюзия в образовании.
- Какие вопросы уже решены благодаря помощи экспертов вашей секции?
— Прежде всего, удалось привлечь внимание к проблемам самих детей и взрослых с инвалидностью. В недавнем прошлом человек с инвалидностью был объектом социальной защиты и получателем пособий. Сейчас мы уже говорим о том, что можно и нужно делать для того, чтобы он был максимально включен в жизнь общества. Это — большой шаг вперед и, безусловно, итог деятельности общественников и родителей детей-инвалидов, в том числе и нашего Совета. Нами рассмотрен большой круг необходимых системных изменений, касающихся детей и взрослых с инвалидностью. Речь идет о профилактике отказов от "особых" детей, оказании ранней помощи, развитии доинклюзивного образования, сопровождении семей с детьми-инвалидами и создании системы сопровождаемого проживания. Благодаря Совету были инициированы региональные пилотные проекты по направлениям соцзащиты и соцобслуживания, в том числе, в тесном сотрудничестве с Фондом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы надеемся, что будет запущен пилотный проект по сопровождаемому проживанию для ментальных инвалидов. К 1 сентября регионы должны дать предложения по организации системы ранней помощи на основе материалов, разработанных экспертами Совета. Я считаю, сделано уже немало, но еще больше нам предстоит сделать.