МОСКВА, 18 июн — РИА Новости. России необходимо сформулировать четкую позицию по ситуации с арестом ее активов за рубежом во исполнение решения гаагского суда по иску экс-акционеров ЮКОСа и последовательно оспаривать все связанные с этим процессуальные решения, считает эксперт, доктор юридических наук Наталья Семилютина.
Бельгийские приставы в среду уведомили бельгийские, российские и международные компании в Бельгии об аресте в этой стране российского имущества по иску бывших акционеров ЮКОСа, выигравших процесс в постоянной палате Третейского суда в Гааге. В четверг к исполнению судебных решений, направленных на арест российского имущества во исполнение решения гаагского третейского суда по иску бывших акционеров ЮКОСа, приступили и французские приставы во Франции. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что аресты неправомерны и будут обжалованы.
Запущенная ситуация
Как заявила Семилютина РИА Новости, с ее точки зрения на стадии подачи иска экс-акционерами ЮКОС представители России не уделяли проблеме достаточно внимания. Она напомнила, что защитой интересов государства занимались частные американские адвокатские фирмы.
"Вот это в данной ситуации не совсем корректно. Не совсем понятно, кто отбирает эти фирмы, на каком основании, почему выбирается такая стратегия защиты, ведь это позиция государства, она должна формулироваться с самого начала", — заявил эксперт.
Она добавила, что позиция государства в деле ЮКОС не была сформулирована в стратегии защиты. Семилютина обозначила круг вопросов, на которые должны были сделать акцент адвокаты, отстаивавшие интересы России: "Вопрос состоит в том, кто эти иностранные инвесторы. Учредителями этих компаний (истцов) были российские граждане. Во-вторых, какие они были инвесторы, что они вложили, где те полтора миллиарда евро, которые были вложены в российскую экономику, которые теперь инвесторы требуют обратно?".
Что делать
Говоря о возможных действиях российских властей, Семилютина напомнила, что существует такой институт международного права, как оговорка о публичном порядке. Она позволяет государству в виде исключения заявлять о неприменимости норм иностранного права в случае их явного противоречия национальному законодательству.
Кроме того, есть возможность обычного оспаривания решений как бельгийских, так и французских властей.
"В суде нужно оспаривать эти решения приставов, ссылаясь на то, что пусть докажут, что они (истцы) вложились в экономику России, где те полтора миллиарда, которые они отсуживают обратно, что они сделали на эти полтора миллиарда. Если вы не докажете, то, извините, решение политизировано, можно так и 10 миллиардов насчитать", — заявила эксперт.
Говоря в целом, Семилютина сказала, что "мы слишком много упустили".
"Сейчас нужно просто смотреть и оспаривать процессуальные документы, которые нам вручили", — заключила она.
Постоянная палата третейского суда в Гааге 18 июля приняла решение по искам трех компаний, представляющих бывших акционеров ЮКОС. По этому решению Россия должна выплатить кипрским Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited — дочерним компаниям GML, которые суммарно владели 51% ЮКОС, — компенсации в 39,9 миллиарда и 1,85 миллиарда долларов соответственно, а Veteran Petroleum Ltd. — пенсионному фонду ЮКОС — 8,2 миллиарда долларов — итого 50 миллиардов долларов.