XIX Петербургский международный экономический форум открылся в четверг в северной столице России. Накануне своего визита в Санкт-Петербург об особенностях экономической взаимозависимости в мире, важности минской политической декларации, подписанной в феврале нынешнего года, и о будущем экономического сотрудничества на пространстве от Атлантики до Тихого океана в интервью руководителю представительства МИА "Россия сегодня" в Швейцарии Елизавете Исаковой рассказал исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Кристиан Фриис Бах.
— С какой целью вы отправляетесь на Петербургский международный экономический форум?
— Я буду участвовать в панельной сессии "Международная торговля: глобализация или регионализация?" И я еду туда в первую очередь, чтобы показать, что ЕЭК, как и 68 лет назад, обладает мандатом, в котором идет речь о том, что мы должны развивать конструктивное экономическое сотрудничество, потому что это основа поддержания мира.
Это основа мандата, который есть у ЕЭК ООН и у меня, – развивать конструктивное экономическое сотрудничество.
Конечно, надо признаться, что сегодня мы не только видим конструктивное экономическое сотрудничество, но мы видим напряжение и беспорядки в Европе. И мы видим, конечно, взаимные шаги, которые предпринимаются в области торговли на панъевропейском континенте
Но мы придерживаемся исторического мандата ЕЭК, потому что в долгосрочной перспективе для мира будет лучше, если страны будут больше взаимодействовать. И если они будут это делать, мы верим, что это приведет к миру. Потому что взаимозависимость – это также шаг в сторону мира и прогресса. Это то видение, о котором я хочу поговорить на Санкт-Петербургском экономическом форуме.
У нас есть сейчас напряжение, беспорядки и санкции в Европе, но мы верим, что чем больше мы зависим друг от друга, чем больше мы торгуем друг с другом, тем легче нам будет создать мир и прогресс в долгосрочной перспективе. И я говорю о взаимодействии всех наших 56 стран-участниц. Это то, что мы пытаемся делать.
Проблемы между Россией и Евросоюзом должны решать сами эти страны, но наше видение ясное – мы хотим, чтобы государства больше торговали друг с другом, больше перевозили, больше разговаривали. И поэтому мы поддерживаем то, что было упомянуто в минской политической декларации (в поддержку комплекса мер по выполнению минских соглашений – ред.) от 12 февраля 2015 года в части идеи создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. И мы верим, что это поможет в деле построения мира и прогресса в нашем регионе. Ведь мы являемся единственной экономической организацией, которая объединяет в себе все страны на пространстве от Атлантики до Тихого океана.
— Если говорить о взаимодействии между странам-участницами ЕЭК ООН, как вы оценивается нынешнее взаимное сотрудничество между Россией и Европой?
— Мы надеемся, что мы останемся на платформе, которая у нас была даже во времена холодной войны. Тогда был диалог, несмотря на напряжение в Европе во время железного занавеса. Тогда у нас была организация, в рамках которой страны продолжали сотрудничать и выработали сотни стандартов, конвенций и рекомендаций для укрепления взаимодействия внутри ЕЭК среди наших 56 участников.
И мое послание в Санкт-Петербурге будет о том, что мы еще обладаем такой организацией, которая делает все возможное, чтобы помочь странам сотрудничать. И позитивная вещь, которую я ежедневно наблюдаю в ЕЭК, это то, что, несмотря на все напряжение между Россией, участниками ЕАЭС и Евросоюзом, они все же взаимодействуют внутри ЕЭК по нашим транспортным конвенциям, стандартам об облегчении торговли, по всем инструментам, которые помогут в долгосрочной перспективе укрепить связь между Западом и Востоком, между Россией и ЕС, между Евросоюзом и ЕАЭС. Так что страны внутри ЕЭК делают все возможное, чтобы укрепить связи друг с другом, и это ободряет среди всех кризисов и конфликтных ситуаций.
— Как вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию в РФ? Российский рынок до сих пор остается наиболее привлекательным для европейских стран и других членов ЕЭК?
— Я не могу говорить от имени Евросоюза или России о том, как они видят рынки друг друга. Но мы в ЕЭК делаем все возможное, чтобы сломить барьеры, чтобы помочь странам больше торговать друг с другом. Я верю, что только взаимозависимость, увеличение товарооборота и транспортного оборота между странами поможет облегчить создание мира и прогресса. И это основано на истории. Вспомните, что Евросоюз начинался с Европейского объединения угля и стали, с взаимодействия стран по конкретным темам. И я полагаю, что у нас такое же видение в ЕЭК, чтобы наши 56 участников и остальные страны мира использовали также наши конвенции и стандарты. Начали бы с чего-то конкретного. Эта работа продолжается до сих пор, и мы получаем положительные отзывы как от стран Евросоюза, так и от стран ЕАЭС. И мы являемся платформой для такого сотрудничества.
— С вашей точки зрения, существующие проблемы могут быть преодолены со временем?
— Я думаю и верю, что напряжение будет преодолено со временем. И я, как уже сказал, верю в видение, заложенное в политическую декларацию, принятую в Минске, что в долгосрочной перспективе, я надеюсь и верю, мы сможем построить общее гуманитарное экономическое пространство от Атлантики до Тихого океана. Это будет хорошо для мира, прогресса и наших граждан.
Но, конечно, мы не хотим вмешиваться в конфликт, мы не хотим принимать чью-либо сторону. Мы являемся нейтральной платформой ООН. Наше видение четкое, и оно было выражено более 60 лет назад — мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы продвигать конструктивное экономическое сотрудничество. И мы этим и занимаемся.