ЛОНДОН, 16 июн — РИА Новости, Мария Табак. Две оперные постановки в Королевском театре оперы и балета Ковент-гарден с российскими исполнительницами в главных ролях заслужили сдержанную оценку критики и успех у публики.
"Богема" с Нетребко
"Богема" в постановке Джона Копли пользуется огромным успехом во всем мире с момента своей премьеры в 1974 году. В нынешней версии постановки два оперных состава: до 10 июня главные партии в опере исполняли Анна Нетребко и выходец с Мальты Джозеф Каллейя, запомнившийся лондонцам по роли Рикардо в "Бале-маскараде" Верди, а с 9 июля их сменят на сцене армянская певица Лиана Арутюнян и поляк Петр Бечала. В роли Мюзетты во втором составе выступит россиянка Екатерина Баканова.
Меняются и дирижеры: с Нетребко и Каллейя работал израильтянин Дэн Эттингер, затем у дирижерского пульта его сменяют поочередно Александр Джоэл и Пласидо Доминго.
"Мне удалось попасть на второе представление, во время которого исполнение Анной Нетребко роли Мими было неважным по звучанию. Интонация была довольно подозрительной, и чувствовалось стремление певицы избежать резкости. Однако магия все равно была в ее ясном, полном голосе, а дуэт в третьем акте с Рудольфом был душераздирающим в своей искренности. Партер Нетребко Джозеф Каллейя — героичен и блестящ в роли, которая подходит ему как перчатка. Мальтийский тенор никогда не звучал лучше, чем в этой постановке", — отмечает рецензент театрального обозрения What's On Stage Марк Валенсия.
Зрители "Богемы" обращали внимание на исключительную традиционность дизайна и декораций.
"Такое ощущение, что мы смотрим оперу пятьдесят лет назад. Все эти платья, отсутствие условности, Париж 19 века — как-то мы от этого уже отвыкли", — призналась РИА Новости одна из зрительниц.
Ту же проблему отмечает и Валенсия.
"Постановка теряет от слишком большого количества пауз для аплодисментов, а сложные декорации требуют слишком много антрактов для такой короткой оперы. Дизайн покойной Юлии Тревелян Оман неубедителен именно в силу своей чрезмерной реалистичности: ты начинаешь отвлекаться, задаваясь вопросами, которые не возникли бы в более стилизованных декорациях: почему ступени в мансарду ведут вверх, а потом вниз? Коллен во втором акте стоит внутри или снаруже кафе? Такого рода вопросы", — отмечает рецензент.
"Дон Жуан" с Шагимуратовой и Лежневой
Две российские певицы Альбина Шагимуратова и Юлия Лежнева исполняют арии донны Анны и Церлины в постановке оперы Моцарта "Дон Жуан".
Лауреат Международного конкурса им. Чайковского, народная артистка Татарстана 35-летняя Шагимуратова — обладатель нескольких престижных музыкальных и театральных премий и наград. Ее дебют на сцене Ковент-Гардена состоялся в 2013 году, когда она исполняла роль Царицы ночи в другой опере Моцарта — "Волшебная флейта".
Уроженка Южно-Сахалинска Лежнева в 2008 году закончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, после чего продолжила учебу в Международной академии вокала в Кардиффе, где ее педагогом был известный тенор Деннис О"Нил. 25-летняя Лежнева — лауреат нескольких музыкальных конкурсов, известна концертным исполнением знаменитых опер; она также записала несколько сольных дисков.
Роль Дон Жуана исполняет британский баритон Кристофер Малтман, с партией Лепорелло по очереди выступают итальянец Алекс Эспозито и британец Саймон Бэйли.
"Среди женщин лучшая — Доротея Решман, исполнительница роли страдающей Донны Эльвиры. У немецкой певицы сопрано — выдающийся, чувственный голос. С другой стороны — докучающая Церлина — Юлия Лежнева, чей бесцветный тон и слишком натянутая интонация создают малопривлекательное сочетание. Ее соотечественница, россиянка Альбина Шагимуратова — Донна Аннна с богатым голосом, хотя она тоже слишком часто теряла высоту", — отмечает Валенсия.
Есть у критика и претензии к самой постановке. Ее автор — глава Королевской оперы Каспер Холтен. Художником-оформителем стал британский дизайнер Эс Дэвлин, одним из недавних проектов которого была работа над Церемонией закрытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. В постановке используются самые современные технологии, в том числе видеопроекции. "Дон Жуан" станет дебютом в Ковент-Гардене для французского дирижера Алена Альтиноглу.
"Боже мой, постановка слишком сложная. "Дон-Жуан" — отчасти комедия нравов, отчасти триллер, но, в первую очередь, это опера, основанная на героях, и она интимная в разных смыслах. У Холтена нет ничего из этого. Огромная крутящаяся декорация, раздвигающиеся двери, пересекающиеся лестницы, это супершоу Эса Дэвлина, в котором Олимпиада чувствуется больше, чем нужно", — отметил Валенсия.
Однако световые проекции, которые сам Валенсия в разговоре с РИА Новости назвал "красивыми, но ненужными", как раз очень понравились и запомнились рядовым зрителям.
"Когда на здании, в котором происходит действие, возникают рукописные имена, и их становится все больше, и ты понимаешь, что это список женщин, соблазненных Дон Жуаном — мне кажется, это отличная идея. Необычно, современно, это придает дополнительное измерение и смысл происходящему на сцене", — отметил один из зрителей.
Увидеть "Дон Жуана" на сцене Королевского театра оперы и балета можно будет до 3 июля.