ТЯНЬЦЗИНЬ (Китай), 17 июн — РИА Новости, Алексей Ефимов. Расстояние в 120 километров между Пекином и портовым городом Тяньцзинем по скоростному платному шоссе преодолевается в течение часа-полутора. Автомобилей немного, большинство людей предпочитают перемещаться между двумя городами на высокоскоростном поезде: время в пути между пекинским и тяньцзиньским центральными вокзалами составляет 29 минут.
Но на скоростном поезде пока не доедешь в новые приморские районы Тяньцзиня. Сюда нет такого пассажиропотока, как в центр города, хотя в скором времени все изменится. Именно в новых районах Тяньцзиня — около порта, на искусственно созданных полуостровах, около аэропорта и вдоль излучины реки Хайхэ — 21 апреля официально открыта Тяньцзиньская экспериментальная зона свободной торговли (ЗСТ).
"Тяньцзиньская зона свободной торговли, по планам правительства Китая, будет единственной подобной зоной в северном Китае и привязана к развитию агломерации Пекин — Тяньцзинь — провинция Хэбэй", — рассказал РИА Новости исполнительный директор администрации ЗСТ Цзян Гуанцзянь.
Объясняя, что такое зона свободной торговли и чем она отличается от ранее существовавших по всему Китаю специальных экономических зон, Цзян Гуанцзянь говорит, что особенностью этого эксперимента является создание в четко определенных географических границах условий ведения бизнеса, максимально приближенных к мировым. Прежде всего, по его словам, речь идет об открытии для иностранных инвестиций в рамках ЗСТ новых, закрытых в прочих регионах Китая, отраслей, в основном в секторе услуг (финансы и инвестиции, лизинг, больницы, образовательные учреждения, кинематограф, туризм и т.д.), упрощении механизма регистрации компаний, финансовой либерализации.
"Мы рассчитываем на привлечение, во-первых, иностранного капитала, во-вторых, современных технологий, в-третьих, передового управленческого опыта. Одновременно мы надеемся, что и китайские компании в больших объемах смогут экспортировать капиталы, технологии и практики", — пояснил он. "Цель (создания зон свободной торговли) состоит в том, чтобы максимально широко открыть двери в Китай и из Китая, благодаря открытости внешнему миру привлекать иностранные инвестиции и принимать мировые правила торговли, что позволит поднять уровень сервиса в самом Китае, реформировать отсталые отрасли в стране", — отметил исполнительный директор администрации ЗСТ.
Одним из преимуществ ЗСТ Цзян называет финансовую открытость. "Зарегистрированные в зоне китайские предприятия, открывая специальный банковский "счет свободной торговли", могут привлекать на международных рынках средства как в иностранной валюте, так и в юанях", — пояснил чиновник.
По его словам, речь де-факто идет о введении в рамках зоны конвертируемости юаня и возможности его использования для трансграничных операций, а благодаря доступности мировых капитальных рынков — об удешевлении средств для зарегистрированных в зоне компаний. "Стоимость привлечения средств на мировых рынках составляет 3-4%, в Китае — свыше 6%, таким образом, возможность привлекать более дешевый капитал будет содействовать снижению кредитных ставок и китайскими банками", — поясняет он.
В отношении иностранных инвестиций в рамках ЗСТ с 8 мая действует т.н. "негативный список" отраслей и секторов: перечисление тех отраслей, куда иностранным инвестициям вход ограничен или запрещен. Список в настоящее время включает порядка 50 позиций; во все остальные отрасли к иностранным предприятиям применяется национальный режим и заявительный порядок регистрации, рассказал Цзян.
Площадь Тяньцзиньской зоны свободной торговли составляет почти 120 квадратных километров. Она состоит из трех кластеров: портовый район Дунцзян, район аэропорта Тяньцзиня, "новый" коммерческий район Биньхай. У каждого из кластеров своя специализация: Дунцзян видится властям как международный логистический центр, зона аэропорта — как база для высокотехнологичных и инновационных компаний, Биньхай — финансово-инвестиционный центр.
Дунцзян создан на насыпном полуострове. Здесь работает крупный порт, действуют свободные таможенные зоны. Порт выглядит крайне внушительно: тысячи контейнеров, которые не охватить взглядом, десятки разгружающихся судов, колонны автомобильных контейнеровозов. Тут же созданы пункты "прямой реализации импортных товаров", режим которых подразумевает, что таможенные сборы уплачиваются уже после продажи.
"Мы ввозим автомобили в Китай непосредственно от импортных производителей", — рассказывает РИА Новости менеджер открытого в начале июня нового автомобильного центра в кластере Дунцзян. Покупателей в нем пока нет, но автомобилей люксового класса от немецких и американских компаний — десятки и сотни. Обозначенные цены — замеченная самая низкая 380 тысяч юаней (62 тысяч долларов) — на 20-30% ниже ценника в традиционных автосалонах.
Единственная проблема в этих низких ценах — отсутствие пост-продажного обслуживания в официальных автоцентрах. Менеджер признает эту проблему, но выражает уверенность, что покупатель скорее выберет меньшую начальную цену, чем пост-продажное обслуживание.
В районе аэропорта, помимо производственной базы (здесь, к примеру, уже действует сборочная линия Airbus), также нет недостатка в новых торговых центрах. Владелец одного из них с гордостью показывает корреспонденту РИА Новости и уже открывшиеся магазины, и готовящиеся.
"На подземном этаже я планирую открыть супермаркет полностью импортных продуктов", — показывает он немаленькое помещение, отделанное в псевдо-европейском стиле (блеск желтого металла, вычурная отделка, колонны и витражи). На первом этаже полным ходом идет стройка "европейских ресторанных рядов", рядом — уже открылся магазин с товарами женской моды класса люкс. В нем, кстати, уже ходят клиенты, прицениваются к сумочкам стоимостью в несколько десятков тысяч юаней.
"Наши товары — напрямую от западных производителей, наценки посредника тут нет, поэтому все немного дешевле", — уверяет владелец магазина.
Но сильнее всего впечатляет третий кластер, финансово-инвестиционный. Сейчас тут гигантская стройка: возводятся десятки современных офисных центров, жилых компаундов, обустраивается набережная реки Хайхэ, прокладываются коммуникации, строятся десятки километров автострад и туннелей. У здания администрации кластера — десятки автомобилей, владельцы которых выясняют условия работы в зоне.
Уже через несколько лет этот кластер по панорамности как минимум догонит шанхайский район Пудун. К 2018-2019 году здесь будут введены в эксплуатацию 100-этажные небоскребы (высота самых высоких составит 560-580 метров), причем все офисные здания будут соединены под землей едином пятиэтажным пространством (автопарковки, магазины, рекреационные зоны).
"Планируется построить 63 офисно-коммерческих центра, в которых будут размещаться офисы и крупных китайских, и международных компаний; специальные здания будут запущены для малого бизнеса, они будут действовать на принципах "коворкинга", — рассказывает РИА Новости заместитель директора администрации района Биньхай Сюй Фэй. Она подчеркивает, что весь район распланирован для максимального удобства и ведения бизнеса, и проживания сотрудников. Именно здесь откроется конечная станция новой железнодорожной ветки до Пекина, путь до столицы на скоростном экспрессе займет лишь 43 минуты.
Как зарегистрировать компанию
В каждом из трех кластеров открыты т.н. "административные центры", в которых можно "в одном окне" зарегистрировать компанию и решить все административные проблемы.
"При условии, что все документы собраны, компанию можно зарегистрировать за два часа — от момента подачи документов до момента получения регистрационного удостоверения", — рассказывает Цзян Гуанцзянь. По его словам, в целом этот порядок верен и в отношении предприятий с иностранными инвестициями. "Путь теперь упрощен до заявительного, через интернет, а в зале обслуживания достаточно подать оригиналы документов и тут же получить соответствующее подтверждение", — добавил он.
В залах несколько десятков стоек. Сидящий за каждой из них сотрудник (административно он относится к торгово-промышленной администрации КНР) решает весь комплекс вопросов по регистрации компании, самостоятельно подает документы в налоговую инспекцию, в единый госреестр, в органы общественной безопасности на предмет изготовления печатей. В этом же зале окна с сотрудниками, решающими кадровые проблемы новых компаний, таможенный контроль, санитарной инспекции. Рядом — отделения банков, в которых можно открыть счет и оплатить пошлины.
Очередь электронная, движется быстро. Корреспондент РИА Новости взял талончик на "создание предприятия с иностранными инвестициями", к стойке был вызван секунд через 30. Как разъяснил один из сотрудников административного центра, на общение с клерком на предмет создания собственной компании (если бы в наличии были все документы) ушло бы минут 15.
Желающих работать в ЗСТ немало. "С 21 апреля — дня официального открытия зоны — по 3 июня у нас зарегистрировалось около 2000 новых компаний, в среднем получается по 60-70 предприятий в день", — сообщил Цзян Гуанцзянь. По его данным, примерно половина — компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей и логистикой, треть — из сферы услуг, в том числе финансовой. Всего же в зоне свободной торговли (с учетом ранее существовавших компаний) зарегистрировано 4008 компаний (на конец мая), в том числе 156 компаний с иностранным капиталом.
Чиновник обратил внимание, что совокупный уставный капитал этих 156 компаний равен примерно половине общего уставного капитала всех зарегистрированных здесь 4008 предприятий. Все иностранные компании — крупные, занимающиеся производством, финансами инвестициями, перевозками. 80% иностранных компаний, работающих в зоне свободной торговли, имеют головной офис в Гонконге, Японии, Южной Корее и Сингапуре.
"Из России в зоне свободной торговли работает лишь две компании, всего же в Тяньцзине 56 предприятий с российским капиталом", — сообщил Цзян Гуанцзянь. Он рассказал, что в плане развития Экономического пояса шелкового пути Тяньцзинь является стартовой точкой — как сухопутного торгового коридора в направлении Монголии и России, так и морской торговли.
"Многие корпорации выбирают тяньцзиньскую зону в качестве места регистрации, но фактически ведут дела в Пекине", — признает Цзян.
В планах — использование Тяньцзиньского аэропорта в интересах всей агломерации Пекин — Тяньцзинь — провинция Хэбэй. При наличии трех скоростных автострад, двух скоростных железнодорожных веток, системы аэропортовских шаттлов и аэроэкспрессов, у Тяньцзиня есть все шансы стать транспортным и экономическим центром всего северного Китая, удобным финансовым хабом международного значения, подчеркивает Цзян.
Всего в Китае сейчас действует четыре экспериментальных зоны свободной торговли: в Шанхае, в Тяньцзине, в провинциях Гуандун и Фуцзянь. Первой стала зона в Шанхае (стартовала в сентябре 2013 года), о создании трех прочих зон было объявлено одновременно.