МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Прежде чем предлагать законопроект, регламентирующий применение силы и спецсредств в местах заключения, который подготовлен для реализации концепции развития российской уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года, следовало бы утвердить новую редакцию этой концепции, которая сейчас находится в работе, считает глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Михаил Федотов.
Законопроект предполагает внесение изменений в порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия к заключенным.
Выступая на спецзаседании СПЧ в среду, глава Совета напомнил, что, как указано в пояснительной записке, законопроект подготовлен в целях реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая была утверждена распоряжением правительства в 2010 году.
"Но давайте не будем забывать, что сравнительно недавно по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина наш совет подготовил предложения по совершенствованию этой концепции", — отметил Федотов.
По его словам, предложения правозащитников были очень внимательно рассмотрены министерством юстиции и получили поддержку в ведомстве. После этого рабочая группа Минюста вместе с представителями совета довольно долго работала над корректировками, которые необходимо внести в концепцию, добавил глава СПЧ.
"И сейчас эти корректировки, насколько я понимаю, находятся на стадии последнего межведомственного согласования… Не логично ли в таком случае сначала утвердить новую редакцию концепции, а уже потом предлагать законопроекты, вытекающие из этой концепции?" — отметил Федотов. Он подчеркнул, что необходимо обеспечить баланс между противодействием противоправному поведению осужденных и уважением их прав.
"Эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных вовсе не тождественно произвольному и не избирательному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия… Одно дело — самооборона сотрудников уголовно-исполнительной системы, совсем другое — курение в неположенном месте, или нарушение формы одежды", — пояснил глава СПЧ.
Он напомнил, что создатели законопроекта взяли в качестве образца порядок применения физической силы, спецсредств и оружия, предусмотренный законом о полиции.
"Но обоснована ли такая рецепция закона? Не будем забывать, что среда, в которой работают сотрудники полиции, сильно отличается от среды в учреждениях исполнения наказаний. В этих учреждениях люди содержатся принудительно, их права и свободы ограничены, они подвергаются постоянным проверкам, обыскам и так далее. Именно поэтому здесь как нигде нужен общественный контроль за соблюдением прав человека", — пояснил Федотов.
В России уже несколько лет продолжается масштабная реформа уголовно-исполнительной системы. В частности, она предполагает отказ от коллективного содержания осужденных, раздельное содержание заключенных с учетом тяжести преступления, усиление психолого-педагогической работы с осужденными и более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы. Кроме того, как и в других силовых ведомствах, во ФСИН идет оптимизация численности. В этих условиях служба делает ставку на техническое оснащение своих учреждений.
Российские власти признают, что пенитенциарная система, находящаяся в ведении ФСИН, нуждается в совершенствовании. Как констатировало в 2010 году федеральное правительство, число заключенных в России высоко, тюрьмы и следственные изоляторы переполнены, условия содержания ухудшаются, права осужденных нередко нарушаются, более 90% заключенных состояли на диспансерном учете. Несколько фигурантов громких дел скончались в СИЗО, в частности, предпринимательница Вера Трифонова (2010) и юрист Сергей Магнитский (2009), чья смерть стала поводом к антироссийским санкциям США.