МОСКВА, 16 июн — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Верховный суд РФ подтвердил приговор Московского окружного военного суда в отношении 56-летнего жителя Мордовии Равиля Абдуллова, осужденного на пять лет за финансирование терроризма. По данным следствия, житель села Белозерье отправил своему племяннику, воюющему в Сирии, около 1300 долларов. Попался мужчина благодаря тому, что все разговоры боевика прослушивались.
Уехал учиться, попал в джихад
На заседание, где рассматривалась апелляция Равиля Абдуллова, пришло не так много людей — группа журналистов, обвинители из военной прокуратуры и адвокат Анатолий Абелов, специально приехавший из Мордовии. Сам осужденный появился перед судом на телеэкране — он находится под стражей в Мордовии, однако на помощь суду пришли современные средства связи.
Перед участниками процесса предстал обычный 56-летний мужчина в очках. По отзывам знакомых, Абдуллов — обычный фермер. "Коптит рыбу, растит внуков. У него трое детей", — в беседе с корреспондентом РИА Новости охарактеризовал его адвокат Абелов.
Его родной племянник, 30-летний Абдулкарим Янгличев, в селе пользуется совсем другой репутацией — он бывший наркоман, который никогда толком нигде не работал. Однако он прошел курс лечения, взялся за ум и стал набожным мусульманином. В начале 2014 года Янгличев улетел в египетский город Александрия на учебу в одном из исламских вузов. Проучившись всего месяц, уроженец Мордовии переехал в Турцию — вроде как для продолжения учебы.
Однако вскоре он позвонил дяде на родину и стал объяснять, что на самом деле "участвует в джихаде", и не в Турции, а где-то по соседству. "Иносказательно он дал понять, что воюет в Сирии", — пояснил адвокат.
По данным следствия, Янгличев сообщил дяде, также стороннику радикального ислама, что ему срочно нужны деньги — якобы для приобретения оружия. Абдуллов обратился к отцу Янгличева и еще одному односельчанину. Вместе они собрали 1335 долларов. Через земляка, который как раз отправлялся в Стамбул, эти деньги и были переданы Янгличеву.
Многочисленные записи разговоров дяди и племянника на татарском языке и легли в основу дела — по предположению адвоката, все выезжающие из села на Ближний Восток пользуются повышенным вниманием спецслужб. В июне прошлого года сотрудники мордовского Управления ФСБ провели в Белозерье целую спецоперацию, в ходе которой и задержали Абдуллова.
Надо сказать, что Белозерье Ромодановского района Мордовии давно пользуется репутацией "ваххабитского" — в небольшом татарском селе есть целых 8 мечетей, в том числе нетрадиционного ислама. Несколько жителей Белозерья, в том числе Янгличев, подозреваются в причастности к "джихаду", как на Кавказе, так и на Ближнем Востоке. Белозерье также "подарило" миру Фаиля Невлютова, осужденного за попытку в 2011 году взорвать поезд "Сапсан".
В марте этого года Абдуллов был осужден по части первой статьи 205 УК РФ (содействие терроризму в форме финансирования).
Дядю подвело хвастовство племянника
На апелляции в Верховном суде Равиль Абдуллов заявил, что вовсе не знал, для каких целей Янгличеву были нужны деньги. "В разговоре мы использовали татарское слово "тимер" — железо. Он говорил, что "ему нужно железо", потом я его спрашивал: "купил железо?" Переводчица перевела как "оружие". Когда я ее спросил, почему такой перевод, она объяснила, что когда в детстве играли, то у мальчиков были железные прутья, и это были автоматы", — возмущался Абдуллов, выступая перед судом. Впрочем, какое "железо" в таком случае имелось в виду, если не оружие, осужденный не объяснил.
Во-вторых, утверждает Абдуллов, он вовсе не поверил, что его племянник участвует "в джихаде" на стороне влиятельной и крупной группировки, поэтому и деньги передавал не для покупки автомата, а "на повседневные нужды родственника, оказавшегося в чужой стране без источника доходов".
"Я думаю, что Янгличев на самом деле учился в Турции, а насчет джихада приврал, чтобы повысить свой статус, вызвать уважение односельчан", — пояснил РИА Новости адвокат Анатолий Абелов.
Во время следствия адвокат даже летал в Стамбул на встречу с Янгличевым. Известно, что именно Стамбул служит перевалочной базой для боевиков со всего мира, отправляющихся воевать в Сирию. Например, именно через этот мегаполис, в котором легко скрыться от глаз спецслужб, отправилась в "Исламское государство" московская студентка из МГУ Варвара Караулова. Боевики и их сообщники довольно свободно ездят из Стамбула в Сирию и обратно (путь в один конец занимает меньше суток).
В то же время, говорит Абелов, у него не возникло ощущения, что Янгличев действительно приехал на встречу из Сирии. "Он говорил, что живет где-то в пригороде Стамбула, на нашу встречу он приехал быстро. К тому же у него много лет травмирована правая рука — была сломана и неправильно срослась. Как он с такой рукой мог бы воевать, я не представляю", — объясняет адвокат.
Против самого Янгличева также возбуждено дело — об участии в незаконном вооруженном формировании. "Он даже объявлен в розыск Интерполом, однако если его поймают, то не представляю, как будут доказывать его вину, если он не признается", — недоумевает Абелов. По его словам, во время следствия были собраны свидетельства других боевиков из России, в частности из Кабардино-Балкарии, воевавших в Сирии, а потом арестованных по возвращении на родину. "Им показывали фотографию Янгличева, они его не узнали", — говорит адвокат.
Правда, выглядел Янгличев во время их встречи именно так, как выглядят сторонники радикального ислама — с бородой и выбритой верхней губой. "Не все, кто так бреется, террористы. Просто где-то в Коране написано, что усы не должны попадать в рот", — оправдывает Янгличева адвокат.
Наконец, настаивает осужденный, переданные им племяннику деньги были всего-навсего долгом: когда-то Абдуллов занял у Янгличева деньги, и теперь тот требовал вернуть долг. "Если у меня и был умысел, то не в финансировании терроризма, а в том, чтобы отдать долг. И возник этот "умысел" тогда, когда я эти деньги занял. Я правоверный мусульманин, суннит, и не отдавать долги у нас считается большим грехом", — настаивал Абдуллов. В подтверждение своих слов он даже достал увесистый том Корана и зачитал судьям длинный отрывок из суры, как раз предписывающей отдавать долги.
"Не пытался остановить племянника"
Представители обвинения, впрочем, настаивали, что во время следствия были собраны исчерпывающие доказательства вины Абдуллова — во время их многочисленных разговоров его племянник не скрывал, что воюет против сирийской армии на стороне джихадистов, а Абдуллов лишь приговаривал: "слава Аллаху!" и "Аллах велик!".
"Ни в одном разговоре он не пытался остановить племянника. Он знал об участии племянника в незаконном вооруженном формировании и отправлял ему деньги для борьбы с так называемыми неверными", — настаивал гособвинитель Игорь Зеленко.
Военный прокурор Виктор Майкевич, в свою очередь, напомнил, что "еще во времена СССР было заключено соглашение между Советским Союзом и Сирией о дружбе и сотрудничестве. Поэтому участие российских граждан в незаконных формированиях, не предусмотренных сирийским законодательством, противоречит интересам РФ".
Абдуллов, в свою очередь, попытался оправдаться, что повторял имя Аллаха только потому, что так предписывает ислам — правоверный мусульманин должен вспомнить Всевышнего не меньше ста раз в день. "Сам Янгличев никогда не говорил, что действует вопреки интересам РФ. Какие конкретно опасные последствия для РФ наступили в результате его действий?" — задавал риторические вопросы его адвокат.
Однако судей Верховного суда России доводы защиты не убедили — строгий приговор в пять лет лишения свободы и 200 тысяч рублей штрафа был оставлен в силе. Под арестом оставили и машину "Лада", принадлежащую Абдуллову. А вот телефон, по которому тот связывался с племянником, ему вернули еще во время следствия.
"Мы посовещаемся с моим клиентом и решим, какие у нас будут дальнейшие действия. У нас еще есть право на кассации", — сообщил РИА Новости адвокат Анатолий Абелов. По его словам, сейчас в Мордовии расследуются еще несколько дел, связанных с причастием жителей Белозерья к "джихаду", но они еще далеки от завершения.